М
ногонациональный Петербург
чака. Во дворе мечети установлена
памятная доска, на которой ему
высечены слова благодарности.
Костел Святого Станислава
только годы спустя был передан
верующим, и с 1996 года в нем вновь
звучит месса.
Десятки зарубежных делега-
ций ежегодно посещают соборную
мечеть, изменился состав ее посто- 1
1
янных прихожан, большинство из
которых составляют теперь выход-
цы из Средней Азии и Кавказа.
Численность мусульманского
населения города увеличивается,
поэтому было принято решение о
строительстве еще одной мечети
в Приморском районе города, в
Коломягах на ул. Репищева по за-
казу ЦРО «Духовное управление
мусульман Санкт-Петербурга и
Северо-Западного региона России»,
а татарское население Петербурга
сократилась на 20%. Таковы итоги
последней переписи, однако горо-
жане, ленинградцы-петербуржцы,
до сих пор в быту продолжают на-
зывать соборную мечеть на Петро-
градской стороне - татарской.
1
История Петербурга. 2005. № 1.
2
После ввода в строй Троицкого моста Петроградская сторона стала местом массового строительства. - Прим. автора.
3 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 645. Л. 56.
4 Кричинский С. С. - польский мусульманин, выходец из польско-литовских татар. Крымские татары и караимы были приглашены
на службу в Великое княжество Литовское и сохраняли свою конфессиональную принадлежность. - Прим. автора.
5 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 37. Л. 1.
6 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 645. Л. 6.
7 Там же. Л. 4-б.
8 ЦГА СПб. Ф. 75. Оп. 1. Д. 113. Л. 50.
9 Там же. Ф. 151. Оп. 2. Д. 142. Л. 6, 8.
10 Там же. Л. 1.
11 Там же.
12 Там же. Ф. 1001. Оп. 6. Д. 5. Л. 1-12.
13 Там же.
14 Там же. Ф. 151. Оп. 2. Д. 142. Л. 46.
15 Там же. Л. 43.
16 Там же. Ф. 1000. Оп. 4. Д. 6. Л. 3-20.
17 Там же. Ф. 75. Оп. 1. Д. 113. Л. 59.
18 Там же. Л. 30.
19 Там же. Л. 81.
20 Там же. Ф. 2552. Оп. 1. Д. 1552. Л. 54.
21 Там же. Д. 1150. Л. 2; «эфенди» - господин.
22 ЦА ФСБ, Р-46032. Д. Н 2208; После освобождения из-под ареста он в течение 2 лет проживал в Москве, находясь под наблю-
дением властей. -
П рим . авт ора.
23 ЦГА СПб. Ф. 75. Оп. 1. Д. 113. Л. 159.
24 Там же. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 22. Л. 52.
25 Там же. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 48. Л. 203.
26 Там же. Л. 162.
27 Там же. Л. 200.
28 Там же. Д. 37. Л. 1.
29 Там же. Д. 48. Л. 188.
30 Там же. Л. 158.
31 Там же. Л. 54, 112, 123.
32 Там же. Л. 7.
33 Там же. Д. 37. Л. 25.
34 Там же. Л. 66.
35 Там же. Л. 147.
36 Там же. Л. 77, 96, 113.
37 Там же. Д. 48. Л. 233.
38 На открытках были изображены проекты петербургской мечети, выставленные на объявленный конкурс. Средства, вырученные
от продажи открыток, шли в фонд строительства. -
П рим . а вт ора
.
39 ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 37. Л. 175.
40 Там же. Д. 83. Л. 2-22.
41 Там же. Л. 3.
42 Там же. Ф. 9620. Оп. 2. Д. 11. Л. 2-4.
43 Костел Святого Станислава был закрыт в 1935 г.
44 ЦГА СПб. Ф. 9620. Оп. 2. Д. 11. Л. 22.
45 Там же. Л. 2-10.
46 Там же. Л. 25.
47 Там же. Л. 10.
48 Там же. Оп. 1. Д. 33. Л. 1, 17.
49 Там же. Л. 18.
50 Первый мусульманский приход отмечен в документах 1836 г., до 1917 г. на территории бывшего княжества Финляндского проживало
до 5 тысяч татар: гражданских лиц, переселившихся в основном из Нижегородской губернии, и военнослужащих. -
П рим. автора.
51 ЦГА СПб. Ф. 9620. Оп. 1. Д. 69. Л. 3.
60
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 59 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст