И
стория учреждении
62
стал поставщиком двора его импе-
раторского величества.
Также в 1870-е годы большое
место в работе завода стало за-
нимать изготовление подъемных
кранов и крупных металлических
конструкций. К ним относились и
мосты. Главными заказчиками были
железные дороги. С 1870-х годов и
до конца XIX века было построено
1350 железнодорожных мостов. Са-
мым большим был мост через Оку.
Металлический завод возник
как русское предприятие («Расте-
ряевский завод»). Однако не только
среди акционеров было большинс-
тво иностранцев. Немцы занимали
все руководящие должности. Соот-
ветственно были подобраны мастера
цехов и отделений.
В 1880-х годах на заводе нача-
лось котлостроение и постоянное
военное производство. С 1882 и до
1917 года было изготовлено для
сухопутной и морской артиллерии
1400 станков и лафетов, 542 тыс.
различных снарядов. Имея боль-
шие заказы и исправно выполняя
их, компания получала солидные
прибыли, которые делились между
акционерами. Высокие оклады были
у руководящих специалистов, пре-
имущественно немцев. Положение
же рабочих было тяжелым. Рабочий
день длился 12 часов, платили им
гроши, ютились они в углах.
В начале ХХ века началось
создание турбин по чертежам фран-
цузских фирм, но турбостроение
не стало основной отраслью про-
изводства. А перед Первой миро-
вой войной активно развивалось
военное судостроение. Его появ-
лению способствовало поспешное
решение царского правительства
об укреплении и развитии военно-
морского флота после поражения в
Русско-японской войне. В 1912 году
завод получил заказ от Морского
министерства на постройку двух
эсминцев, в 1913 году - восьми
эсминцев и т. д.
В начале 1900-х годов Метал-
лический переживал сложный
период, особенно в годы Мировой
войны. С одной стороны - рост про-
мышленного производства, и как
результат - получение прибылей.
С другой стороны - положение
рабочих. Изнурительный много-
часовой труд изматывал силы, вы-
зывая заболевания. Бешеный темп
работы повысил число несчастных
случаев. Несмотря на «военную
прибавку», заработная плата оста-
валась низкой.
В те годы рабочие неоднократно
открыто боролись за свои права.
Борьба имела разную форму (ми-
тинг, стачка, забастовка, демонстра-
ция) и разный характер (экономиче-
ский, политический).
С началом Мировой войны
жизнь людей становилась труднее
из-за недостатка продовольствия
и его подорожания. Ухудшалось
общее хозяйственное положение в
стране. Порожденная войной разру-
ха и дороговизна сказывались и на
работе завода: не хватало металла,
топлива, были перебои с сырьем.
Завод часто не работал по этим и
другим причинам, например, из-за
забастовок.
5 декабря 1917 года, после свер-
шения Октябрьской революции,
Совет народных комиссаров принял
постановление о временном за-
крытии завода. Оно осуществилось
31 декабря 1917 года.
За рассмотренный первый шес-
тидесятилетний период Металли-
ческий много сделал для своего
города. Так, были изготовлены же-
лезные конструкции куполов Храма
Воскресения Христова и Пулковс-
кой обсерватории, корпусов Сенно-
го и Андреевского рынков. Сложные
металлические конструкции были
созданы для пальмовой оранжереи в
Ботаническом саду, Консерватории,
Михайловского и Мариинского
дворцов. Следующему шестидеся-
тилетнему периоду развития завода
посвящена книга Б.А. Белова «Тур-
бостроители»4.
В сборе материала принимали
участие сотрудники объединения
ЛМЗ; работала общественная ред-
коллегия. Сам автор трудился на
заводе ряд лет (в цехе, в парткоме).
В Гражданскую войну оборона
страны требовала восстановления
производства оружия и боеприпа-
сов, но уже в начале 1920-х годов
ВСНХ определил производствен-
ный профиль Металлического как
турбостроительного предприятия.
План ГОЭЛРО предусматривал в
течение 10-15 лет строительство
новых электростанций. Коллек-
тиву турбостроителей предстояло
принять участие и в ремонте уже
существовавших электростанций,
и в сооружении новых. Весной 1923
года в цехах приступили к сборке
узлов первой советской турбины, а
в 1924 году из ворот вышли первые
турбины - паровая и водяная. За три
года (1924-1927) было изготовлено
30 паровых и 35 водяных турбин. В
начале 30-х годов на 156 электро-
станциях союзных республик ра-
ботали турбины с маркой «ЛМЗ».
Именно в те годы был выполнен
первый экспортный заказ (для
Турции), а в предвоенное время на-
чалось проектирование уникальных
гидротурбин для Волжских ГЭС.
С первых дней Великой Отечес-
твенной войны число работников
завода резко сократилось - часть
ушла на фронт добровольцами,
часть - эвакуировалась на Урал. Из
числа оставшихся сформировали
батальон для строительства оборон-
ных укреплений. В тисках блокады
на Металлическом ремонтировали и
собирали танки, изготовляли снаря-
ды и мины. Рассказывая о работе за-
вода во время войны, автор показал
изменение характера деятельности,
выпавшие трудности. Однако не
привел фактические данные об
огромном количестве отремонти-
рованных танков, бронепоездов,
бронетранспортеров, о количестве
построенных танков, изготовлен-
ных снарядов, мин. (Такие данные
опубликованы в одном из заводс-
ких сборников, вышедшем ранее.)
Должность директора тогда занимал
опытный организатор производства
Владимир Васильевич Кожаринов.
За образцовое выполнение заказов
Ленинградского фронта ЛМЗ награ-
дили орденом Ленина.
Восстановив пострадавший во
время войны завод, его работники
продолжали выпускать турбины.
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 61 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст