И
стория учреждении
Еще в 1944 году правительство
страны приняло решение о возоб-
новлении производства паровых и
гидравлических турбин. Уже в 1946
году была собрана паровая турбина
мощностью 100 тыс. квт. для Но-
вомосковской ГРЭС. За создание
гидротурбин для Углической и
Рыбинской ГЭС (1946 г.), а также
для Днепропетровской ГЭС (1950 г.)
ряду сотрудников были присужде-
ны Государственные премии. Их
получили главный конструктор
Н. Н. Ковалев и несколько его
сотрудников.
Важным этапом в дальнейшем
развитии гидротурбостроения в
1960-1970-е годы стало изготовле-
ние гидротурбин для крупнейших
гидростанций на Волге, Ангаре,
Енисее (Волжская ГЭС, Братская
ГЭС, Красноярская ГЭС).
Первой работой турбостроите-
лей в области газотурбостроения
стала газотурбинная установка,
предназначенная для работы на
подземном газе (1955 г.)
С 1950 года завод перешел
на производство паровых турбин
больших мощностей. В 1952 году
была выпущена уникальная паровая
турбина мощностью 150 тыс. кВт, в
1957-м - 200 тыс. кВт, в 1964-м -
800 тыс. кВт. На Всемирной вы-
ставке в Брюсселе за производство
таких турбин завод получил высшую
награду «Гран-при», а Госпремии
был удостоен главный конструктор
М. И. Гринберг и еще 7 специалистов.
В 1960-1970-е годы были по-
ставлены турбины в ряд зарубеж-
ных стран. В те же годы турбо-
строители вложили свой труд не
только в создание турбин, но и в
ряд сооружений города. Это новая
линия метрополитена, концертный
зал «Октябрьский», Дворец спорта
«Юбилейный», мост Александра
Невского.
Книга Б. А. Белова «Турбостро-
ители» не является столь докумен-
тальной, как книга Н. С. Сергеева
«Металлисты». Если Н. С. Сергеев
ссылался на 681 источник (из них
320 - архивные материалы), то
Б. А. Белов - на 14 (из них 8 - статьи
В. И. Ленина). Правда, в предисло-
вии упоминается об использовании
заводских архивных материалов и
Института истории партии Ленин-
градского обкома КПСС. В «Хро-
нологической таблице важнейших
событий.
..» Н. С. Сергеев выделял
216, а А. Б. Белов в «Летописи важ-
нейших событий» - 38, хотя в обоих
случаях в книгах рассматривается
60-летний период истории завода.
Издание Б. А. Белова «Тур-
бостроители» - это, скорее, по-
пулярное повествование о жизни
коллектива в 1920-1970-е годы.
Выпущено оно Лениздатом тира-
жом 10 500 экз.
Третьей исторической пу-
бликацией является монография
М. И. Боженковой «Ленинград-
ский металлический завод. Очерки
истории»5.
Она посвящена 140-летию пред-
приятия. Но это не простое пов-
торение содержания предыдущих
книг - здесь приведено много новых
материалов. Заново описаны со-
бытия 1980-1990-х годов ХХ века.
В 1980-е годы ЛМЗ приступил к
производству большой серии га-
зоперекачивающих агрегатов для
оснащения газопровода Уренгой
- Помары - Ужгород (1982 г.). В
1984 году была произведена паровая
турбина К-1000 для атомных элек-
тростанций, а в 1986 году - сотая
паровая турбина К-300-240.
К моменту перестройки управ-
ления промышленностью завод
оставался крупнейшей и ведущей
турбостроительной фирмой, произ-
водившей более 50% энергетическо-
го оборудования страны, экспорти-
руя 30% своей продукции.
Вхождение в рынок сопряжено с
немалыми трудностями. Чтобы вы-
жить, необходимо было увеличить
экспортные поставки. А это, в свою
очередь, потребовало обеспечить
конкурентоспособность турбин по
международным стандартам. В 1993
году Металлический в Мадриде
был награжден «Золотой звездой»
за качество выпускаемых изделий.
Благодаря упорной работе коллек-
тива под руководством директора
В. С. Шевченко, завод не только вы-
жил, но и упрочнил свои позиции.
За 140-летний путь развития
менялась подчиненность завода,
изменялось его наименование, но не
менялась марка в виде треугольника
с заглавными буквами «ЛМЗ». Эта
марка известна в Китае, Болгарии,
Румынии, Польше, Индии, Греции,
Канаде и еще в 33 странах дальнего
зарубежья.
В 1996 году заводу был вручен
сертификат РФ «Лидер российской
экономики».
В том же году Международная
организация «Маркетинг - стан-
дарт» приняла решение отметить
почетным призом «Золотой Мерку-
рий» АО «ЛМЗ» за лучшие резуль-
таты в продаже своей продукции за
1995 год.
В книге М. И. Боженковой при-
веден большой материал социологи-
ческого характера. Это, прежде всего,
краткие биографические данные
(с фотографиями) 28 заслужен-
ных работников. Среди них: ди-
ректора (например А. Ю. Винблад,
И. Н. Пенкин, В. В. Кожаринов,
А. А. Груздев, Г. А. Шишов, В. С. Шев-
ченко); главные инженеры (напри-
Боженкова М. И. Ленинградский металлический завод.
Исторические очерки (развернутый титульный лист)
6 3
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 62 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст