И
стория учреждении
6 4
мер А. Г. Дукельский, М. Н. Бушуев,
П. С. Чернышев); главные конструк-
торы (например И. Н. Вознесен-
ский, Н. Н. Ковалев, М. И. Гринберг,
Г. С. Щеголев); рабочие (например
бригадир слесарей-монтажников,
дважды Герой Соцтруда В. С. Чиче-
ров, бюст которого работы М. К. Ани-
кушина установлен в Московском
парке Победы).
Тщательно собраны и отражены
сведения о достижениях турбо-
строителей. Приведем обобщенные
данные с учетом материалов книги
Б. А. Белова «Турбостроители».
Сам завод дважды награжден орде-
ном Ленина (в 1945 г. и в 1957 г.) и
орденом Октябрьской революции
(1971 г.). Неоднократно получали
награды и отдельные металлисты.
Группы рабочих и инженеров впер-
вые были награждены в 1931 году; в
1939 году - за вклад в строительство
гидростанций канала им. Москвы; в
1957 году - за изготовление турбин
для Куйбышевской ГЭС; в 1971 году
- за освоение производства крупных
уникальных паровых, гидравличе-
ских и газовых турбин и т. д.
За активное участие в созда-
нии энергетической базы Венгрии,
Румынии, Польши большая группа
турбостроителей была удостоена
наград этих стран.
В разное время награждены
директора: И. Н. Пенкин (дирек-
тор с 1929 по 1937 г.), А. А. Груз-
дев (директор с 1960 по 1973 г.),
Г. А. Шишов (директор с 1973 по
1983 г.), А. П. Огурцов (директор
с 1983 по 1987 г.), В. С. Шевченко
(директор с 1987 по 2005 г.); главные
специалисты: И. Н. Вознесенский
(главный конструктор водяных тур-
бин с 1924 по 1931 г.), М. И. Гринберг
(главный конструктор паровых тур-
бин с 1938 по 1957 г.), Н. Н. Ковалев
(главный конструктор гидротурбин
с 1943 по 1958 г.), М. Н. Бушуев
(главный инженер с 1944 по 1955 г.),
П. С. Чернышев (главный инженер
с 1956 по1972 год), Г. С. Щеголев
(главный конструктор гидротурбин
с 1963 по1973 год).
Ордена и медали получили
десятки инженерно-технических
работников и рабочих.
К 140-летию ЛМЗ на заводе
насчитывалось 9 Героев Соцтруда,
это директор А. А. Груздев, глав-
ные специалисты Н. Н. Ковалев,
П. С. Чернышев, Г. С. Щеголев;
рабочие: фрезеровщик А. В. Бо-
родулин, токари-карусельщики
И. В. Морозов и В. П. Носов, бригадир
слесарей В. С. Чичеров, строгальщик
B. Я. Тарасов.
Звания лауреатов Государ-
ственных премий были удостоены
более 60 человек, шестеро из них
- дважды6.
Книга М. И. Боженковой пре-
красно издана, богато иллюстри-
рована (ее тираж 3 тыс. экз.). Как
и в предыдущих, имеется «Лето-
пись важнейших событий.
..». В ней
учтено 147 событий за 140-летний
период истории предприятия.
Уже после выхода в свет труда
М. И. Боженковой на заводе про-
изошли серьезные изменения. В
2004 году он стал филиалом ОАО
«Силовые машины».
К числу рассмотренных исто-
рических книг можно отнести и
документальную повесть упоминав-
шегося уже автора Н. С. Сергеева
«Турбинный дед»7.
В ней рассказано о знаменитом
слесаре-сборщике, мастере Сергее
Николаевиче Тимофееве.
В 1899 году Сергей Тимофеев
окончил ремесленное училище, ко-
торое завод содержал с тремя пред-
приятиями Выборгской стороны.
Его послали на Металлический. В
числе других рабочих он собирал в
1904 году первую русскую турбину,
а в 1910 году был назначен масте-
ром. В 1920-е годы для ознакомле-
ния с турбинным производством в
Англии (Манчестере) на 3 месяца
была командирована группа метал-
листов: конструктор М. И. Гринберг,
инженер А. Г. Антонов и мастер
C. Н. Тимофеев.
В 1931 году среди 11 награжден-
ных работников был и Сергей Нико-
лаевич - он получил орден Ленина.
В кинофильме «Встречный» (1932
год) роль рабочего Бабченко сыграл
народный артист СССР В. Гардин,
а его прообразом послужил мастер
С. Н. Тимофеев.
Более чем за 30 лет ни одна из
паровых турбин не прошла мимо
золотых рук Сергея Николаевича.
Его ласково называли «дедушкой
русского турбостроения».
СБОРНИКИ СТАТЕЙ
Остановимся прежде всего на
сборниках к юбилейным датам.
К столетнему юбилею пред-
приятия было выпущено тиражом
10 тыс. экз. своеобразное издание,
названное альбомом, - «История
завода в иллюстрациях»8. Его подго-
товили работники ЛМЗ. В неболь-
ших заметках прослежена и описана
100-летняя работа.
Именно в этом издании при-
ведены фактические данные о
продукции предприятия во время
войны (с. 102). Множество иллю-
страций знакомят с изделиями
производственного объединения,
начиная с момента его возникно-
вения. Основной современный
профиль - турбостроение - полу-
чил развитие лишь в 1920-е годы
ХХ столетия. В альбоме показаны
первые советские турбины и тур-
бины 1950-х годов. Много фото-
графий, посвященных труду, быту,
учебе турбостроителей.
Также к столетию предприятия
вышел сборник «Развитие техники
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 63 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 65 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст