И
стория учреждении
В 1980-1990-е годы вышло
несколько коллективных трудов.
Это «Справочник по гидротурби-
нам» под ред. чл.-кор. АН СССР
Н. Н. Ковалева45, практическое
пособие по паровым турбинам под
ред. А. П. Огурцова46, учебник для
преподавателей и студентов ву-
зов турбостроительного профиля
Г. А. Шишова и др.47, монография по
итогам совместных исследований
с Каунасским технологическим
университетом по прочности кон-
струкций48.
К сожалению, начиная с 1990-х
годов выпуск книг заводских авто-
ров заметно сократился. В 2000-е
годы, кроме упомянутого сборника
статей «Методы совершенствования
теплоэнергетических установок»,
увидели свет еще несколько пу-
бликаций. Необычной для инже-
нера является эссе Вадима Малева
«О самом важном»49.
Выпускник энергомашиностро-
ительного факультета Ленинградс-
кого политехнического института
стал на ЛМЗ крупным специалис-
том в своей области.
Главным делом жизни была
47-летняя работа на родном пред-
приятии. В свободное время он
изучал гуманитарные проблемы,
записывая свои размышления, не
думая о книге. Но она родилась и
посвящена самым разным вопросам
истории, философии, политики,
культуры.
Среди печатной продукции ав-
торов ЛМЗ есть популярные мате-
риалы пропагандистского характера
о достижениях коллектива (выпу-
щены преимущественно в 1960-е
гг.). Их подготовили директор
A. А. Груздев50, главный инженер
П. С. Чернышов51, сотрудники мест-
ной многотиражной газеты52.
Неоднократно делились своим
опытом рабочие-новаторы (фре-
зеровщик В. В. Базанов, токарь
B. М. Бирюков, бригадир слесарей-
сборщиков В. С. Чичеров)53.
Закончить обзор публикаций
хотелось бы упоминанием о неболь-
шой книге, изданной к 60-летию
победы в Великой Отечественной
войне - «Это было на ЛМЗ.
..»54.
Ее автор - Константин Федо-
рович Ильченко, кандидат наук,
доцент. В 1938 году после окончания
* Тогда - Индустриальный институт.
Ленинградского политехнического
института* его направили на ЛМЗ
инженером-конструктором. С на-
чала войны он был переведен из
бюро в механический цех, который
ремонтировал и собирал танки.
Спустя ряд лет после окончания
войны у Константина Федоровича
возник замысел написать картины
на тему блокады. Задача была слож-
ной: во-первых, он не художник, а
во-вторых, писать приходилось по
памяти. И все-таки удалось создать
цикл картин о том, что видел и
пережил. Он состоит из двух частей:
«Памяти 4-го цеха ЛМЗ» и «Тысяча
блокадных километров». В книге
помещены фотографии этих картин.
Сами картины демонстрировались
на выставке в Доме ученых (Двор-
цовая наб., 26).
Осенью 1941 году танкострое-
ние было переведено с Кировского
завода (после частичной эвакуа-
ции) на Металлический, так как
Кировский стал прифронтовым.
Металлическому заводу, именно
4-му цеху, пришлось осваивать
новое производство в невероятно
тяжелых условиях.
Бомбежки, обстрелы. Особен-
но запомнилась первая 500-килогра-
мовая бомба.
Она попала в середину цеха. В
хаосе разрушений ударной волной
были разбросаны станки, части
вывороченного фундамента. Из
горящего цеха все готовые танки вы-
катили на заводский двор. Головная
машина таранным ударом в ворота
дала дорогу остальным. И вот сно-
ва бомбежки, обстрелы, взрывы.
Не прерывая работу, залечивали
разрушения в цехе. Израненный
и полуобгоревший в ноябре 1941
-
Ред.
6 7
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 66 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст