года цех был возрожден голодными
и замерзающими тружениками. Их
памяти посвящены картины: «Осень
1941 г. Металлический завод - Ле-
нинградскому фронту», «Кировцы
помогают нам на сборке машин»,
«Таран цеховых ворот», «Тяжелый
крест блокады» и др.
Несмотря на истощение, ави-
аналеты, артобстрелы, небывалые
морозы и снега первой блокадной
зимы, многим ленинградцам прихо-
дилось ежедневно тратить 5-6 часов
на ходьбу. Городской транспорт с
ноября 1941 по апрель 1942 года
был выведен из строя, поэтому на
завод ходили пешком. Для автора
этот путь составлял 18 км в оба
конца - от дома на Сенной пл. до
стория учреждений
завода на Свердловской наб. Такой
ежедневный поход становился тя-
желой нагрузкой. В то время по нор-
ме выдачи хлеба рабочие получали
250 г, служащие -150 г, иждивенцы
- 125 г. Идти было тяжело: цинга,
ноги опухли. Голенища валенок
разрезаны.
..
Дома, в семье, все уже ис-
тощены и беспомощны (мать,
отец, сестры). Он нес еду - соевые
лепешки (дополнительное питание
в счет танкового пайка). Грелись
у буржуйки - огонь в ней под-
держивали от сжигаемой мебели
и книг. Пили кипяток. Воду до-
бывать трудно: возили ее за два
квартала от дома, в посудине на
санках, боясь расплескать. Мыли
только руки. Лишь в январе 1942
года на заводе произошло чудо: в
паротурбинном цехе исправили
душевые и дали горячую воду.
. Вот
когда убедились заводчане в своем
предельном истощении: они напо-
минали живые скелеты.
Тягостный, изнурительный путь
по утонувшим в сугробах улицам от-
ражен в картинах: «Опять до завода
идти три часа», «Мороз за 30 граду-
сов», «Хорошая светомаскировка на
всем пути», «Еще один рабочий не
явится в вечернюю смену» и др.
На празднике, посвященном
60-летию Победы, книгу К. Ф. Иль-
ченко дарили ветеранам. Издана она
на средства профсоюзной организа-
ции ЛМЗ.
6 8
1
Устав компании С.-Петербургского металлического завода. СПб., 1858. 15 с.
2
С.-Петербургский металлический завод. Краткий очерк деятельности с 1882 по 1896 г. СПб., 1896. 234 с., с ил.
3 Сергеев Н. С. Металлисты. История Лен. металлического завода. М.; Л., 1967. 490 с., ил.
4 Белов Б. А. Турбостроители. Л., 1977. 344 с., ил.
5 Боженкова М. И. Ленинградский металлический завод. Исторические очерки. - СПб, 1997. 224 с., ил.
6 Среди лауреатов Госпремий: 16 главных специалистов и их заместителей (например М. И. Гринберг, Н. Н. Ковалев, М. Н. Бушуев,
Г. С. Щеголев , К. А. Спиридонов, Г. А. Дробилко и др.); 13 начальников лабораторий и крупных служб завода (например, А. И. Чижик,
Ф. В. Аносов, А. С. Зильберман, А. Г. Антонов. Э. Д. Долинский и др.); 8 работников цехов: начальников, их заместителей, нач. участков
(например, И. О. Смальчевский, Б. М. Устинов, С. Е. Сапожников, А. И. Казанина, М. А. Иванов, Н. В. Сироткин и др.) Наибольшую
группу среди лауреатов составляли инженерно-технические работники - руководители среднего звена - начальники секторов, бюро
крупных отделов. Их 23 человека (например, З. М. Гамзе, О. Г. Гродский, Я. С. Дегтярев, А. Ю. Колтон, С. С. Кузминский, А. В. Левин,
А. Я. Аронсон, С. К. Бугрин, Ю. Е. Гаркави, А. Я. Гольдшер, В. М. Орго, М. И. Смирнов, М. З. Хейфец, А. М. Яковлев и др.). Звания
лауреатов удостоены и 5 рабочих. Это токари В. М. Бирюков и Б. М. Цалко, кузнец А. М. Рябов, формовщик М. М. Власов, газосварщик
А. М. Мошков.
7 Сергеев Н. С. Турбинный дед. Л., 1966. 342 с.
8 Ленинградский металлический завод им. Сталина. (История завода в иллюстрациях). Л.,1957. 198 с., ил.
9 Развитие техники на Ленинградском металлическом заводе / Под ред. М. Н. Бушуева. М.; Л., 1957. 315 с., ил.
10 Георгий Андреевич Кулагин опытный хозяйственный руководитель. Он проработал в индустрии более 40 лет. В годы блокады
занимал должность главного механика Металлического завода. В невероятно тяжелых условиях вел дневник. Позднее на его основе
написал книгу, которая расширяет представление о героической обороне и жизни осажденного города. См.: Кулагин Г. А. Дневник и
память. О пережитом в годы блокады. Л., 1978. 320 с.
11 Полвека на службе электрификации. М.; Л., 1967. 412 с., ил.
12 50 лет турбостроения на ЛМЗ (1924-1970). М.; Л., 1976. 383 с., ил.
13 Флагман советского турбостроения (к 125-летию со дня основания ЛМЗ) / Отв. ред. А. П. Огурцов. М.; Л., 1985. 204 с.
14 Паротурбостроение и газотурбостроение. Т. 5. / Под ред. М. И. Гринберга. М.; Л., 1957. 351 с.
15 Рационализация на ЛМЗ им. Сталина. М.; Л., 1953. 191 с.; Использование резервов машиностроительного производства. Из
опыта передовых заводов. Л., 1959. 260 с.; Методы совершенствования теплоэнергетических установок. М., 2004. 33 с.
16 Напр.: «Вестник машиностроения», «Машиностроитель», «Металловедение и обработка металлов».
17 Напр.: «Тяжелое машиностроение», «Энергомашиностроение», «Электрические станции», «Теплоэнергетика».
18 Напр.: «Журнал технической физики», «Механика твердого тела», «Физика металлов и металловедение».
19 Напр.: «Сварочное производство», «Гидротехническое строительство».
20 Напр.: «Заводская лаборатория», «Стандартизация», «Пластические массы».
21 Вознесенский Иван Николаевич (1887-1946). Крупный специалист в области гидромашиностроения и автоматического регулиро-
вания машин. Член-корр. АН СССР. Организатор производства водяных турбин на ЛМЗ. Разработал новые гидродинамические методы
расчета гидромашин. На заводе работал главный конструктором водяных турбин (1924-1931), научным консультантом (1938-1940).
Один из организаторов Центрального котлотурбинного института. Заведовал кафедрой гидромашин и преподавал в Ленинградском
политехническом институте. Лауреат Госпремии. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного знамени.
22 Ковалев Николай Николаевич (1908-2003). Специалист в области технического прогресса в отечественном гидротурбостро-
ении. Член-корр. АН СССР. Работал на ЛМЗ с 1930 по 1958 г. конструктором, зам. главного конструктора, главным конструктором
гидротурбин (1943-1958). Руководил всеми конструкторскими, экспериментально-исследовательскими и монтажными работами по
гидротурбостроению. Спроектировал агрегаты для каскада станций на Волге. Герой Соц. Труда. Лауреат Госпремий. Награжден орденом
Знак почета и орденом Трудового Красного знамени.
23 Щеголев Глеб Степанович (1915-1983). Специалист в области гидромашиностроения. Профессор. Завкафедрой ВТУЗа при
ЛМЗ. Работал на ЛМЗ конструктором, начальником сектора (1937-1952), главным конструктором гидротурбин (1963-1973). Под
его руководством создано гидротурбинное оборудование более чем для 50 гидростанций СССР и ряда зарубежных стран. Имел 32
авторских свидетельства и 7 иностранных патентов. Герой Соц. Труда. Лауреат Госпремий.
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 67 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст