9 4
командных кадров флота в стенах
существующего Морского шляхет-
ского кадетского корпуса, подготов-
ку квалифицированных судоводи-
телей в штурманских училищах и
кораблестроителей с инженерной
подготовкой в училищах корабель-
ной архитектуры, которые явились
первыми в мировой практике специ-
альными морскими инженерными
учебными заведениями.
Павел I в своем указе определил
задачу новых училищ: «доставление
в наше адмиралтейство, порты и
контрольные экспедиции потреб-
ного числа корабельных мастеров и
подмастерьев, искусных механиков,
гидравликов и учителей по разным
частям морского департаменту».
На А. С. Катасанова возлагалась
обязанность не только руководства
училищем, не только контроль
«за учителями и учениками из по-
служивших корабельных мастеров
или подмастерьев», но и «обучать
и классы»12.
Училище корабельной архи-
тектуры было демократичным
учебным заведением. Принимали
туда не только детей дворян, но и
солдатских, матросских, и даже ра-
бочих, занятых в кораблестроении.
Главное, чтобы поступающий умел
читать, писать и считать, а также об-
ладал здоровьем и способностями.
Первоначально предполага-
лось разместить училище в здании
бывшего канатного завода на тер-
ритории Адмиралтейства, но затем
было определено: «К помещению в
Санкт-Петербурге училища назна-
чается дом, купленный перед сим
от наследников покойного генерал-
майора и обер-сарваера Бухарина,
который, не мешкав, и устроить
надлежащим образом, что и воз-
ложить на особенное попечение
генерал-майора Катасанова, с тем,
дабы в оном сделана была и зала для
разбивки и черчения корабельных
чертежей; и как обер-сарваер на-
значен училища сего директором, то
ему Катасанову и жительство иметь
в сказанном доме»13.
О судьбе этого здания было
рассказано на страницах журнала
«Истории Петербурга» в очерке
О. И. Молкиной «Дом с историей»14
Обнаружен направленный ди-
ректору «Список обученным тимер-
манам и ученикам тимерманским,
галерным, ластовым и машинным,
с показанием кто с какого году в
П
лужилый Петербург
службе, в нынешних классах, кому
сколько от роду лет и где именно
находится и со означением как кто
к нынешнему 798 году от комиссии
рекомендован»15. Из их числа Ката-
санову предписывалось по уровню
подготовленности отобрать в учи-
лище 100 человек: 30 тиммерманов
для учебы в 1-м классе, такое же
количество учеников для усвоения
программы 2-го класса и 40 учащих-
ся в 3-й класс.
Указ Адмиралтейств-коллегии
требовал от директора: «в само-
скорейшем времени» доложить в
коллегию: «сколько в каком классе
из наличных здесь по назначению
вашему помещено и кто именно для
обучения корабельной архитектуры
и составления чертежей с кора-
бельных мастеров и подмастерьев
избраны будут»16.
Анализ характеристик на уче-
ников Адмиралтейства позволяет
представить трудности с формиро-
ванием классов. Так, из 16 «обучен-
ных тимерманов», которые могли
быть зачислены в 1-й класс учи-
лища, только пятеро корабельных
плотников были аттестованы по-
ложительно: «заслуживает одобре-
ния», «дела исправляет усердно»,
«должность исправляет рачитель-
но». Но кандидаты находились на
момент составления списков на
разных верфях - двое в Ревеле, по
одному в Казани, в Кронштадте и в
Санкт-Петербурге. По возрасту это
люди от 23 до 45 лет, находящиеся
в нынешней должности старшего
плотника более 10 лет.
Примерно такая же картина
отражала и перспективы отбора га-
лерных и ластовых учеников, а кан-
дидатов на обучение специальности
машинного мастера практически
не было: из восьми человек не был
аттестован ни один, и лишь двоих
«оставили до усмотрения»17.
Катасанову направили еще
один список, также обнаруженный
нами среди архивных документов:
«До ваканции учеников. На окладе
плотника третьего класса»18, по ко-
торому можно было дополнительно
отобрать кандидатов на вакантные
места. В «Списке» числились те,
кто желал поступить на верфи в
ученики, но из-за отсутствия мест
числились разнорабочими. Это
были юноши, поступившие на
службу в возрасте от 12 до 17 лет,
которые характеризовались как ста-
=
История Петербурга. № 2 (42)/2008
рательные работники и могли быть
зачисленными в училище.
Таков был основной контин-
гент, из которого мог формировать
А. С. Катасанов училище, но уже вско-
ре после объявления указа о создании
училища к нему непосредственно ста-
ли обращаться с просьбой о приеме и
родители, и капитаны кораблей, и
государственные чиновники.
Так, капитан корабля «Архи-
стратиг Михаил» Бакеев просил
принять сына боцманмата Антоно-
ва. Портовый секретарь Волосников
из Архангелогородского ведомства
ходатайствует за своего сына и за
детей своих товарищей - тимермана
Харитонова и гренадера Иванова19.
Случались просьбы и совер-
шенно необычные. Действительный
статский советник Поленов пишет
0 желании направить в училище
своего 12-летнего сына. Поскольку
просьба выходит из обычного пото-
ка заявлений, то и обращение Ката-
санова в Адмиралтейств-коллегию
многословно: «А как определение
сего генеральского сына делает
училищу честь и может прочим
нашим ученикам послужить не-
которым поощрением, то и прошу
покорнейше Ваше Сиятельство о
принятии сего Поленова в училище
мне вверенное». Резолюция на до-
кументе: «Сего ученика о принятии
Высочайше позволено»20.
Поступали просьбы о приеме
учеников, уже доказавших свои не-
заурядные способности. За одного из
них просил А. С. Катасанов: «Шкипер
1 ранга Гаврила Соколов представил
ко мне 13-летнего сына своего Алек-
сандра. Он обучен российскому за-
кону, читать, писать, истории и часть
географии. По бытности двукратно
флота нашего в Англии находился
он с отцом своим там, обучился по-
английски читать, писать и говорить,
так что начал уже заниматься перево-
дом книги корабельной архитектуры
и сверх того арифметике, геометрии,
тригонометрии и рисовать, по кото-
рым наукам и по экзамену в училище
ему сделанному нашелся действи-
тельно сведущим»21.
Ходатайства о приеме в Учи-
лище корабельной архитектуры
отобранных кандидатов А. С. Ката-
санов направлял в Адмиралтейств-
коллегию, где их утверждали. На
некоторых кандидатов ходатайства
от Катасанова для зачисления
не требовалось: «Граф Григорий
предыдущая страница 93 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 95 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст