С
лужилый Петербург
V У іеиц Іі-іо0 т ігіі
ИУ о /ы ъ і' гсы^нЛ т и ц л
\.-1гссн(*лплі8
!
Сс<гле^»и/*1~иЯ к.4»и'>пал !и*лМ
1 ( %.4(ч±и к *
» ,/& ,.
к / в /
С 'г т о х е у п ы е ^ г
кГгтгп О к гггп у « 1 »
7ор/У 0 » 7 2 у % 2 / <Рі >Лі
* Ли//«< У
ЧСечц^ Є ю -т Ь к а
~ іу -гс гкЛ^ >1 Є*ул ;м < А "и ' /сл Л '
/ ’;
и < С -И ^|ГД-я>»Л____
"Г>
^ ( с* О З/»-«
ІСсгКЛ ІЄгЗ** к ІеҐ’ХІПІ ГЛ/>> !,!'. ( *.у "7^8
$*£г7ІҐ/ £у гиУ<1
Д-ЯИ^< -
/
.
/
а"
с
'. ТОО//іО/^1 '
."л
і,
8 %
- / і
(
Ж
7 7 *
Я72
7 7 *
70.7
7УУ
7 /?/
7 й ґ
'<'ГГГ.
.,Іт£л З
У»'**~ёи
(77 НГ&Я.
гу к ф 7
7 8 /
7 3 6
7
/0
7
р
7 / 7 г
7
/2
•V«.’
у/ *
л я ?
51
( /» /т у
Та^Св»'-* с
( ^ / 0 .уТ Є /тн-Іс< -5
/7^ /(ТЛ е^ ./ггаї^
.
0
о
С ^ ч с 1 у ) е / < ■
.
сі^>с,г/<©
-і?
<
гм а-/*!
., -
7 ^
п
о
с
і/ ін о в
І . ,
. *,
&у*Ч7*і
І /*
І
ЇТу4л7*:
ІЇ ^ у / ц >}<
|№1&
7 * 2
/
У/г/мі:
С С/0Кї< С■ &
%СОссг?с&м и
<■&
.,
г
_
і
О Ш Н ІГ ІІ&
;(
..
'
7
_
^
6 7 г ї и
( Ї / т г п н 6
&<ПЄ4Гґл-луі0
( ЗТуРч-п о с’£^>
гЄ і^ ісгг/і 8
Т іси и .ч К З?
і. /и?~<
ю я С < г & 8
УгСсгг<*
А О /с .ґгс гн в в 'ІУ
З Ї
? *
5 8
? 5 \
5 0
7
5 7
Ал%/^
Ь//Э»{сСН?4'М-Л
'Н/Зс*К
/к, V )/.&8-0С-&(*рЛ£. «/
/ у / ? { У . '
Г г в і.с с і і'о с / г г п ? о с у і о а
-
?£С /ІС и **І*Є4<2_ Р е г і Ь . & л .
і °
,
Л ^ л ^ А Г л / і « *
(
/й"Л^а/і(и!//«і,-
і
к72 гуз і+і/е*4к* гп
-/«ХЛ*
Л
4
Ґ^
7
+.
Ю /а^^Нчст* дж*<0 1<<п4~<
— /
*
л ^^ в^ и м .^ .
^
> Ы /у *і<7бс</ем1б
С & )
^ ^К^*гс%е6н&и <
пТ)а /м77є^*У^
'У Уо^4^осге4\/6/і 0*л а +
Л
/**/
5 Зг&гу£/<(Ах.сгпЬ Оу/х^сс и іу.
.
8 5 [
^ґ.п і гт/і?гп іМ 6*~
і / * /
,
иЛі!#'
Фрагмент списка кандидатов для отбора
в Училище корабельной архитектуры.
(Хранится в фондах РГА ВМФ)
Григорьевич (Кушелев) приказал
недоросля Михайлу Исаева сына
адмиралтейского плотника опреде-
лить в училище»22.
Принять в училище детей из
рабочих семей неоднократно при-
казывал и сам Павел I: «Государь
Император высочайше повелеть
соизволил Павловской команды
матроса 2-й статьи Петрова двух
сыновей Ивана и Якова определить
в здешнее училище корабельной
архитектуры. О чем к исполнению
вашему превосходительству сим со-
общаю. Адмирал граф Кушелев»23.
После тщательного отбора к
началу 1799 года классы были сфор-
мированы, и Катасанов докладывал:
«Помещено в ученики корабельной
архитектуры из наличных тимер-
манов и учеников корабельных,
ластовых и машинных 50 человек»24,
а к сентябрю 1799 года в училище
обучалось уже 64 человека25.
Недобор составил 36 человек,
и Катасанов предложил принять на
учебу отобранных им из числа тех,
кто ждал вакансии. Интендантская
экспедиция согласилась с этим мне-
нием и направила 14 января 1800
года в училище указ: «показанных
вольножелающих, учиня свое рас-
смотрение, можно принять и пока-
зать, чьих отцов дети. До момента
прибытия из Кронштадта, Ревеля,
Архангельска и Роченсальма можно
содержать в училище вольноже-
лающих, но когда 100 человек по-
ложенные по штату все прибудут,
то остающихся непомещенными в
училище жалованием довольство-
вать будет нечего»26.
Одной из важнейших проблем
была забота о подборе преподава-
телей. Несмотря на высочайшее
распоряжение об организации
теоретических занятий при участии
Академии наук, от А. С. Катасано-
ва потребовались значительные
усилия к тому, чтобы обеспечить
их проведение одним из самых
авторитетных академиков - Се-
меном Емельяновичем Гурьевым,
чьи исследования были связаны с
флотом.
Гурьев потребовал включить
сверх утвержденных штатов двух
помощников, «которые найдутся
мною к тому способными, на тот
конец, чтобы они со временем могли
заступить мое место и коллегия б
имела своего учителя, так же для
того чтобы на случай моей болезни
ученики праздны не были», и чтобы
проводить занятия с отстающими27.
Нужно было добиться увеличения
штатов, найти ассистентов профес-
сору, которые ему подойдут. Катаса-
нов сумел все это решить.
Когда в училище начали прибы-
вать ученики, отобранные в высшие
классы из тимерманов, то оказалось,
что многие не имеют элементарных
знаний по арифметике, геометрии
и не готовы к слушанию лекций
по высшей математике. Катасанов
предложил деньги, предназначен-
ные для жалованья профессору
С. Е. Гурьеву, временно расходовать
на оплату занятий по арифметике и
геометрии, которые должны были
проводить специально приглашен-
ные преподаватели. Предложение
было принято, и в училище поступи-
ло соответствующее распоряжение:
«положенное в штате профессора
жалование обратить на наем учите-
9 5
История Петербурга. № 2 (42)/2008
предыдущая страница 94 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 96 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст