9 6
лей пока ученики будут в состоянии
проходить высшую математику».
Одного такого преподавателя на-
правил из Морского шляхетско-
го кадетского корпуса адмирал
И. Л. Голенищев-Кутузов28.
После того как учащиеся ока-
зались готовы к занятиям по выс-
шей математике, Катасанову при-
шлось испрашивать «высочайшего
повеления» направить в училище
двух студентов учительской семи-
нарии, отобранных им для помощи
профессору Гурьеву, как и было
условлено29.
На просьбу Катасанова «вос-
последовало высочайшее утверж-
дение 30 октября 1801 г. и во
исполнение сего высочайшего его
императорского величества по-
веления адмиралтейств-коллегия
определила в комиссию об учреж-
дении народных училищ сообщить
и сообщено, дабы благоволили
упоминаемых студентов Грязнова
и Гроздова прислать в училище
корабельной архитектуры к вам го-
сподину генерал лейтенанту и ка-
валеру и получение уведомить»30.
(К этому времени А. С. Катасанов
был повышен Александром I в
звании.)
Поскольку будущие корабелы
должны владеть русским языком
и знать английский, то по просьбе
Катасанова «преподавать Верхнему
и Среднему классам наставление
в грамматике и стиле российского
языка по осьми часов в неделю» со-
гласился еще один член Академии
наук - унтер-библиотекарь Соко-
лов31, Преподавателей английского
директор искал «публикованием
через газеты с означением жалова-
ния ему положенного»32.
Главной заботой директора
училища был подбор наставни-
ков в области кораблестроения.
К преподаванию в училище был
привлечен известный корабель-
ный мастер Амосов, вел занятия и
сам Катасанов. Когда на русскую
службу были приняты известные
французские мастера братья Брюн,
Катасанов обратился в Интендант-
скую экспедицию с просьбой при-
влечь их к преподаванию не только
теории и практики кораблестрое-
ния, но и языка. На рапорт Ката-
санова последовал указ, которым в
училище «назначили принятым в
Российскую службу корабельным
мастерам к приобучению француз-
П
лужилый Петербург
ского языка и к приобретению со-
вершенного познания в искусстве
корабельной архитектуры»33.
В круг забот директора входила
организация работ по перестройке
дома для училища. После указа Пав-
ла I о предоставлении дома, куплен-
ного казной, А. С. Катасанову был
прикомандирован интендантской
экспедицией архитектор Перрен,
который должен был «по распоряже-
ниям вашим сделать план и смету, сие
представить коллегии как наискорее,
дабы не упуская нисколько времени,
можно поместить училище»34. По рас-
четам для перестройки дома генерала
Бухарина была затребована сумма,
составляющая 3295 рублей. Деньги
были выделены, и, зная способности
А. С. Катасанова, интендантская
экспедиция писала: «по известному
вашему усердию надеется, что вы упо-
требите все ваше старание поспешить
исправлением дома, и тем исполнить
высочайшее повеление»35.
«Высочайшее повеление» через
год было исполнено, и 25 августа
1800 года директор училища докла-
дывал: «Каменный дом, состоящий
2-й Адмиралтейской части под номе-
ром 246 покойного генерал-майора
Бухарина, куплен от наследников
Государственною адмиралтейскою
коллегиею в казну 798 года в августе
месяц по высочайшему повелению
и обращен под училище корабель-
ной архитектуры36. Ныне на этом
доме, находящемся по проспекту
Римского-Корсакова, № 16/2, уста-
новлена мемориальная доска.
Документы свидетельствуют,
что А. С. Катасанов заботился о
том, чтобы снабдить классы со-
временным оборудованием. По его
ходатайству часть приборов была
взята со складов Адмиралтейства,
а некоторые были специально за-
казаны в Англии, для чего были
выделены деньги по Высочайшему
повелению. В указе, подписанном
23 июня 1802 года, было определе-
но: «из числа физических орудий,
нужных для Училища корабельной
архитектуры, поименованные про-
фессором Гурьевым, наличные ныне
у англичанина Тангета, экспедиции
интендантской по ценам объявлен-
ным принять и по приеме отпустить
для употребления в Училище»37. В
перечень инструментов и приборов
входили микроскоп, ареометр, элек-
трические приборы, планетарий,
приборы, позволяющие измерять
=
История Петербурга. № 2 (42)/2008
давление на днище судна и другие
инструменты. Было разрешено
также передать «из здешних эки-
пажных магазинов математические
инструменты, дабы оные, лежа в
магазинах, не оставались без поль-
зы». В перечне значатся астролябии,
готовальни, хронометры, сектанты
и другие инструменты38. Катасанов
гарантировал возвращение этих
приборов, если они окажутся вос-
требованы.
Училище не только готовило
кадры для верфей, но и оказывало
им помощь в строительстве кора-
блей. Так, 26 января 1800 года в
адрес директора поступила просьба:
«Для делания на заводах потребных
к строению кораблей книц и руле-
вых петель с крючьями, доставля-
ются лекала», но на всех кузнецов
таких лекал не доставили. «В силу
такого всепокорнейше прошу во
отправлении тем кузнецам на заво-
ды сколько можно приложить свое
старание, дабы по присылаемым
лекалам в деле помянутых книц и
петель с крючьями не последовало
остановки»39.
В свою очередь санкт-петер-
бургские заводы помогали знако-
мить учеников училища с новейши-
ми технологиями кораблестроения.
О такой взаимосвязи говорит доку-
мент о поставке в училище медных
листов, которыми обшивали корпус
корабля. Материал отбирал сам
директор, посетив Ижорский завод.
Училищу был направлен счет: «За
сделанный по требованию вашему
на ижорских заводах для образца
в корабельное училище лист мед-
ный» - на тридцать четыре рубля
30 копеек с четвертью40.
Училище уже на первых порах
своей деятельности завоевало ав-
торитет среди кораблестроителей
России. В Адмиралтейств-коллегию
начали поступать просьбы о подго-
товке мастеров для партикулярных
верфей на базе училища. Катасанов
нашел возможность организовать
подготовку таких специалистов за
счет частных владельцев.
28
сентября 1800 года государ-
ственная Адмиралтейств-коллегия
решает: «касательно устроения
коммерческих верфей и чтобы ку-
печество на оных имело искусных
кораблестроителей, содержать уче-
ников для судостроения 20 человек,
коих и обучать с прочими в училище
корабельной архитектуры, набирая
предыдущая страница 95 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн следующая страница 97 История Петербурга №42 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст