П
,
утешествие по городу
В рем я и іа си Петербурга
Л. Д . Райгородский
Петербург в течение трех сто-
летий воспринимается как символ
нового времени и новой культуры.
Знаменательно то, что и сам город
строился тогда, когда в нашей стра-
не строилось новое отношение ко
времени и люди учились по-новому
считать время.
Ориентация во времени в Древ-
ней Руси основывалась на «бесхи-
тростном обычае наших предков счи-
тать дневные часы от восхода солнеч-
ного до заката или проще от рассвета
до сумерек»1. Поэтому
деноноштие
(сутки) начиналось с ранней зари,
а не с ночи, с которой начинаются
«библейские сутки», утвердившиеся
в Западной Европе. Суммарное время
дня и ночи номинально составляло
24 часа. Но число дневных и ночных
часов не оставалось постоянным, а
менялось в течение года. Самый
длинный день и самая короткая
ночь были летом, самый короткий
день и самая длинная ночь - зимой,
причем в разных городах продолжи-
тельность дня и ночи в один и тот же
месяц не была одинаковой. В Москве
длиннейший день (как и длиннейшая
ночь) имел 17 часов, а самый корот-
кий - 7 часов. В Смоленске самый
длинный день имел 15 часов, а самый
короткий - 9.
На Руси первые механические
башенные часы были построены в
1404 году: «.
..Часы поставлены на
великого князя дворе на Москве, а
делал Лазарь Сербин»2. В 1436 году
были сделаны часы в Новгороде, в
1476 году - во Пскове.
Однако часы были большой
редкостью, а часовое мастерство
на Руси не прижилось. Жители
Древней Руси жили не по часам.
Ориентирами во времени были по-
вторяющиеся природные явления,
церковные службы и непреложные
бытовые действия:
1) заутреня, 2) заря, 3) ранняя
заря, 4) начало света, 5) восход солн-
ца, 6) утро, 7) средина утра, 8) обе-
дня, 9) обед, 10) уденье, 11) по-
луденье, 12) паобед, 13) вечерня,
14) вечер, 15) ночь, 16) полночь.
Заутреню начинали до восхода
солнца «во след за
куроглашением».
Время активной жизни распре-
делялось по перечисленным выше
интервалам. Об этом свидетель-
ствуют и записки иностранцев, по-
сещавших нашу страну. Примером
тому является изданная в 1591 году
книга Of the Russe Common Wealth
(«О государстве русском») Джильса
Флетчера, побывавшем на Руси в
1588 году.
Государственная жизнь распре-
делялась во времени по церковным
службам, бытовым нуждам и по
привычкам царя. Царь мог указать
или изменить время той или иной
службы: «6980 (1472 г.) июля в 30.
в 11 час дне повеле (в Москве) зво-
нити вечерню.
.., на 2 часе дня повеле
пети обедню»3.
Слово «час» понималось на
Руси как собственно время. Как
отрезок времени слово
час
применя-
лось редко, при этом использовался
специальный термин -
час боевой,
обозначавший время от одного боя
часов до следующего: «.палач нач-
нет бити по спине кнутом изредка, в
час боевой ударов бывает тридцать
или сорок»4.
Час боевой состоял из шести
дробных часовцев,
а один дробный
часовец имел десять
часец.
Но эти
единицы на Руси практически не
использовались, их применяли при
общении с иностранцами5.
«Достаточные люди, по всей
вероятности, имели если не кар-
манные, то комнатные часы, но
и последние не могли быть у нас
распространены, потому что устрой-
ство их не соответствовало нашему
распределению часов по периодам
времени»6. Действительно, в описи
домашнему имуществу царя Ивана
Васильевича упомянуты «часы ме-
дяны золочены книжкою»7. Один-
надцать боевых часов (часов с боем)
имел патриарх Никон. «Часы» - это
сравнительно позднее наименова-
ние приборов времени, до этого они
назывались
часниками, часомерьем
и часозвонями.
В народе час, как единица вре-
мени, не воспринимался, «посколь-
ку час есть такая доля времени,
которая не обозначается никакими
естественными признаками»8.
Русь, в которой не было единого
хозяйства, не существовало про-
мышленности, могла обходиться без
часов и строгого учета времени.
Построить новую страну с раз-
витым и сильным хозяйством,
создать на огромной территории
однородную и дееспособную госу-
дарственную систему, преодолев
удельные традиции, было невоз-
можно без введения унифициро-
ванной системы отсчета времени.
Сделать это смог Петр Великий.
В конце 1699 года им было
приказано вести летосчисление не
от сотворения мира, как это было
принято на Руси, а от Рождества
Христова, и новый год отмечать
не с первого сентября, а с первого
января. Этим начался для России
1700 год.
Время стало строго учитывать-
ся. Заново организуемая хозяй-
ственная жизнь страны потребовала
введения общих единых мер вре-
мени. В 1706 году Петр провел ре-
форму измерения времени в сутках,
«чтобы часы считались по обычаю
европейскому от 1 до 12, а именно, с
полудня и с полуночи, а прежде того
считались часы от утра до вечера, и
на кругах часовых знаки были от
1 до 17»9. На всей территории Рос-
сии во все месяцы года дню и ночи
была приписана одинаковая про-
должительность - 12 часов.
Воплощением новой жизни во
времени и нового отношения ко вре-
мени стал Петербург. Новый город
строился невероятно быстро, что
было бы невозможно без строгого
учета времени и без организации во
времени всей работы.
Часы, построенные на коло-
кольне Петропавловского собора,
и стали отбивать новое время. Они
отбивали не время в городе Санкт-
Петербурге, а
государственное вре-
мя
России.
2 1
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 20 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст