П,
утешествие по городу
2 2
В строящемся городе постепен-
но определилась и стала воплощать-
ся регулярная планировка, которая
естественно сочеталась с новой
регулярной унифицированной си-
стемой измерения времени. Стала
формироваться новая культура
России.
Человеком новой культуры был
сам государь. Петр берег время:
«Доступ до меня свободен, лишь
бы не отягощали меня только без-
дельством и не отнимали бы время
напрасно, которого всякий час мне
дорог».
Государство стало жить по ча-
сам. «Каморы аудиенции коллегиев
надлежат добрыми коврами и сту-
лами убраны, и стол, при котором
коллежные члены сидят, добрым
сукном покрыть и пред всяким
членом чернильнице со всею при-
надлежностию.
.., и на стене добрым
часам поставленным быть», - так
указано в Генеральном Регламенте.
«Коллегиям сидение свое иметь во
всякой недели. и быть по 5 часов.
За час недосидения неделя
вычета жалованья» (Генеральный
Регламент, гл. 3).
Темпы жизни стали нарастать.
Возникла необходимость в мелких
единицах времени. Вошли в употре-
бление слова «полчаса», «четверть
часа». С 1705 года вошло в обиход
слово «минута».
В Регламенте об управлении
Адмиралтейства и верфи сказано:
«Коллегия Адмиралтейская
должна собираться для решения
дел, по Генеральному Регламенту о
Коллегиях. И когда большая часть
членов соберется, то должны на-
чинать дело, четверть часа мешкав,
хотяб досталные и не собрались,
дабы время туне не проходило»
(гл. 1, п. 3.)
«В колокол бить на работу и с
работы» (гл. 12, п. 32).
С боем колокола начиналась и
работа учебных заведений. Осенью
в 7 утра, а летом в 6 били «тапту»
- ученикам Морской академии
вставать10.
У часового колокола ставился
караул - охранять время.
С предпринятой Петром Вели-
ким реформой измерения времени
закончилось русское средневе-
ковье.
В Государственном Эрмитаже
хранятся замечательные предметы
- памятники великой эпохи - кар-
манные часы Петра Великого и свет-
лейшего князя А. Д. Меншикова. Во
дворце Меншикова можно увидеть
напольные часы секретаря Петра I
Макарова.
Часы стали предметом первой
необходимости. Домашние (на-
стольные, напольные, настенные)
и карманные часы заняли важное
место во внешней торговле.
Хорошие, точные часы стали
указателем престижа их хозяина. Ге-
рой А. С. Пушкина Евгений Онегин
имел «недремлющий брегет» - часы
знаменитого французского мастера
А. Л. Бреге (Bгeguet 1747-1823).
Творчество Бреге знаменует
собой переходный этап в методах и
технологии изготовления часов.
Созданные им в начале XIX
века часы поражают изяществом,
логикой, ясностью и простотой. Их
можно причислить к шедеврам при-
кладного искусства художественно-
го стиля, который позже был назван
конструктивизмом.
Простота новой технологии
сделала возможным массовое про-
изводство часов. И если раньше
почти каждый экземпляр часов
представлял собой художественную
индивидуальность, то в XIX веке
часы делались прежде всего как при-
бор, измеряющий время, и главной
целью стало сделать этот прибор
точным и простым в использова-
нии. Конечно же, еще создавались
красивые часы, но особая эстетика
часового искусства осталась в про-
шлом.
В ХХ веке было налажено ча-
совое производство в Советском
Союзе. Одним из крупных часовых
заводов был завод в Петергофе. К
городским часам прошлого в те вре-
мена относились неряшливо, из-за
чего многие были утрачены.
Современный человек, глядя на
часы, отмечает положение стрелок,
но облика самих часов не замечает.
Часами мы измеряем время, но о
самом времени, смотря на часы, как
правило, не задумываемся.
В конце ХХ и начале XXI века
в Петербурге были сделаны часы,
которые призваны не только из-
мерять время, но и воспроизводить
характер или облик времени.
Примером являются «часы - во-
прос» (рис. 1).
Эти часы говорят нам о том,
что мы до сих пор не знаем, что та-
кое время. Кроме того, облик этих
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 21 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 23 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст