еизвестное об известном
массового пользования
170
-летию магистрального
фелеЗнодорофного транспорта)
В.
Е. Павлов
Начало железнодорожного строительства
в России - одно из важнейших направлений
русского инженерного дела.
Л. Гумилевский
Вокзал в Павловске.
Архитектор А. И. Штакеншнейдер. 1838 г.
Летом 1836 года господин Мон-
ферран, императорский архитектор,
Александровская колонна которого
уже украшала Дворцовую площадь
в Санкт-Петербурге, пригласил чле-
нов французского посольства, чтобы
показать им строительство Исааки-
евского собора, начатое в 1818 году.
Тяжеловесные гранитные монолиты
и мраморные глыбы, добываемые
на островах Финского залива, до-
ставляли от пристани на Неве к
месту сооружения собора по узкоко-
лейной чугунной дороге Герстнера.
Знакомство с неутомимым чешским
инженером, известным профессо-
ром Венского политехнического
института, показало французам, что
Франц Антон Герстнер - неорди-
нарная личность и фантазер, каких
мало. (Ф. А. Герстнер (1796-1840),
выдающийся инженер и ученый,
автор проекта и строитель первой
конно-железной дороги в Чехии и
первой российской железной дороги
на паровозной тяге.)
«Прощайте мальпосты и дили-
жансы*! Стальные рельсы скоро
свяжут Париж с Версалем, Вену с
Триестом, Берлин с Потсдамом. Из
Петербурга в Царское Село паровая
повозка домчит в полчаса.
Мы протянем железные до-
роги от Невы в Москву, Нижний,
Варшаву, Таганрог. Мы соединим
Балтику с Каспийским морем. Мы
посмеемся над остряками, которые
не верят, что два параллельных пути
могут преобразить равнины, долы
и горы.
..
Мы покроем все страны желез-
ными путями; Урал, Волгу и Вислу
мы свяжем с обеими столицами.
Из Петербурга магической силой
паров Вы домчитесь в три дня до Па-
рижа. Рельсы пересекут пустынные
пески Азии и Африки. Непобедимые
локомотивы прорежут прерии и са-
ванны обеих Америк. Мы победим
пространство и время!»
Эти пророческие слова Гер-
стнера были сказаны 170 лет назад.
И действительно, сегодня земной
шар опоясывают два миллиона ки-
лометров железных дорог. В России
железные дороги (магистральные,
промышленного транспорта, метро-
политенов и трамвайные в городах)
составляют почти полмиллиона ки-
лометров (для сравнения: внутрен-
ние водные пути сообщения России
составляют 85 тыс. км).
11 ноября 2007 года Россия от-
метила 170-летие железнодорожно-
го транспорта. В тот день в 1837 году
состоялось торжественное открытие
первой российской железной дороги
массового пользования: Петербург
и Царское Село были соединены
однопутной колеей, по которой
пошли поезда.
Как же все это происходило?
Как родилась первая железная
* Мальпост - почтовая карета, перевозившая легкую почту и иногда пассажиров
без багажа; дилижанс - многоместный крытый экипаж, запряженный лошадьми, для
перевозки почты, пассажиров и их багажа.
39
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 38 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 40 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст