еизвестное об известном
40
Вокзал Царскосельской железной дороги в Санкт-Петербурге.
Архитектор К. А. Тон. 1851 г.
дорога - плод труда Герстнера и
его российских сподвижников?
Используя исторические доку-
менты и материалы, попытаемся
представить себе особую важность
событий 1836-1837 годов, которые
дали толчок развитию экономики и
всего жизненного уклада огромной
страны.
В 1831 году Франц Антон Гер-
стнер (в то время еще шло строи-
тельство первой железной дороги
в Богемии (Чехии) по проекту
Герстнера и его отца) опубликовал в
Праге первый том «Руководства по
механике», написанного его отцом
Францем Йозефом Герстнером. Тот
труд (своеобразная энциклопедия
в области прикладной механики)
Герстнер послал в Россию - дирек-
тору Института корпуса инженеров
путей сообщения П. П. Базену и
просил его передать труд отца в по-
дарок императору Николаю I.
В письме Базену Герстнер со-
общает, что он мог бы принести
пользу России, поступив на рос-
сийскую службу. (Видимо, Герстнер,
талантливый инженер, понял, что в
Чехии, да и в самой Австрийской
империи, куда входила тогда Чехия,
его идеи не будут востребованы, его
предложения по развитию путей
сообщения Чехии на новой основе
не были поддержаны.)
Имя Ф. И. Герстнера уже было
известно промышленным деятелям
России. В 1826 году в «Журнале ма-
нуфактур и торговли» была опубли-
кована статья, в которой подробно
излагался его труд, изданный в Пра-
ге в 1824 году, о проектировании им
железной дороги между Молдовой
и Дунаем.
Базен направил книгу Герстнера
в Комиссию проектов и смет - Де-
стрему. Председатель Комиссии
М. Г. Дестрем поручает инжене-
ру путей сообщения полковнику
З. Лауренбергу изучить прислан-
ный из Праги материал.
Зеге фон Лауренберг положи-
тельно оценил труд Ф. Й. Герстнера
(с комментариями Ф. А. Герстнера)
и направляет свое заключение в
Совет путей сообщения, где все
материалы были отложены и долго
ждали своего рассмотрения (только
в марте 1833 года Совет одобрил за-
ключение Лауренберга и направил
сообщение об этом министру ино-
странных дел К. Нессельроде).
Не дождавшись ответа из России,
Герстнер направляет письмо Нико-
лаю I, но ответа не получает. И тут его
выручает приглашение К. В. Чевкина,
начальника Корпуса горных инже-
неров, посетить Россию и изучить
состояние путей сообщения в районах
промышленного Урала.
Герстнер приехал в Россию
в августе 1834 года. Он сразу об-
ратился в австрийское посольство.
Посол граф Фикельмон обещает
Герстнеру личную встречу с им-
ператором. Ему помогает в этом
А. Ф. Бенкендорф, и в январе 1835
года (уже после путешествия Гер-
стнера по России) аудиенция у
Николая I состоялась. Император
впервые увидел чешского инженера,
о котором еще ранее рассказывал
ему С. И. Мальцов, адъютант прин-
ца П. Ольденбургского, ставший
крупным предпринимателем. Маль-
цову побывавшему за границей, уда-
лось познакомиться с Герстнером
и проехать по его конно-железной
дороге в Чехии. После этого нача-
лось некоторое бюрократическое
движение по рассмотрению пред-
ложений Герстнера. Николай I по-
ручает К. Ф. Толю, возглавлявшему
тогда Главное управление путей со-
общения и публичных зданий, рас-
смотреть все материалы Герстнера
и дать свое заключение. К. Ф. Толь
создает специальную Комиссию,
куда вошли директор Института
корпуса инженеров путей сообще-
ния К. Потье и известные инжене-
ры путей сообщения А. Д. Готман,
П. П. Мельников и З. Лауренберг.
Комиссия после подробного изуче-
ния всех материалов на своем за-
седании принимает положительное
заключение только по строитель-
ству опытного железнодорожного
участка от Санкт-Петербурга до
Царского Села (с возможным про-
должением до Павловска). Герстнер
в беседе с императором раскрыл
свой план: строить железную дорогу
Петербург-Москва-Одесса (или
Таганрог), Москва-Нижний Нов-
город и дорогу Москва-Коломна,
что он изложил в своих письменных
предложениях.
Знакомство Герстнера с ака-
демиком М. В. Остроградским
и инженером путей сообщения
профессором П. П. Мельниковым
(по инициативе К. В. Чевкина)
отбросило всякие небылицы об
«авантюристе».
Получив от графа Толя положи-
тельное заключение на строитель-
ство короткой железной дороги в ка-
честве опытного участка, император
создает Межведомственный Совет
под руководством председателя Ко-
митета министров Н. Н. Новосиль-
цева. Межведомственный Совет
принял «оригинальное» решение-
направить профессора Института
Н. О. Крафта в Чехию - осмотреть
герстнеровскую железную дорогу на
конной тяге. Для заслушивания от-
чета Крафта (после его возвращения
из Чехии) создается Малый Коми-
тет под руководством М. М. Сперан-
ского. Комитет свое положительное
заключение передает Новосильцеву,
тот делает доклад Николаю I.
И вот, наконец, 16 апреля 1836
года был опубликован Указ Се-
нату, подписанный императором,
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 39 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 41 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст