еизвестное об известном
об утверждении «Положения об
учреждении Общества акционеров
для сооружения железной дороги от
Санкт-Петербурга до Царского Села
с продолжением до Павловска»
(почти полтора года ждал Герстнер
этого Указа).
До 1917 года в Российской им-
перии ежегодно 16 апреля отмечался
День основания железнодорожного
транспорта.
Почему же Николай I разрешил
строить железную дорогу, привле-
кая частный капитал, строить не за
счет государственных средств? По-
видимому, здесь сыграл свою роль
министр финансов Е. Ф. Канкрин.
Позиция Канкрина, противника
несвоевременного, как он считал,
строительства железных дорог, тре-
бовавших серьезных капитальных
затрат, понятна. Но не надо забы-
вать, что Канкрин стоял на страже
государственной казны, а казна в
момент прихода к власти Николая
I была пуста.
Александр I оставил Россию с
огромным государственным долгом
в 379 млн рублей серебром (1327
млн рублей ассигнациями), и по-
гасить этот долг с учетом текущих
затрат не удалось даже к 1836 году.
Поэтому мнение Канкрина - стро-
ить дорогу за счет частного капитала
- оказалось решающим. Так в 1836
году впервые возникло частное
предпринимательство на железно-
дорожном транспорте.
Герстнеру, очень энергичному
человеку (ему было тогда всего 42
года), удалось быстро создать Ак-
ционерное общество, к которому он
привлек графа А. А. Бобринского,
внука Екатерины II, близкого ко
Двору уже известного в России
предпринимателя-сахарозаводчика.
Учредителями общества стали,
кроме Герстнера и Бобринского,
коммерции советник Бенедикт
Крамер (его отец ранее был ав-
стрийским консулом в Петербурге)
и купец первой гильдии, консул
Франкфурта-на-Майне Иоахим
Плитт. Общество возглавили Бо-
бринский (по финансовым делам)
и Герстнер (по технической части).
Учредители внесли 750 тыс. рублей
паевых взносов (из необходимых
для начала работы трех миллионов
- по расчетам Герстнера), выпусти-
ли и распространили 15 тыс. акций,
которые приобрели 700 пайщиков (в
том числе более 100 - за рубежом).
1 мая 1836 года началось строи-
тельство железной дороги - от
Павловска. Первые версты дороги
шли из района парка, где нужно
было построить здание вокзала и
поворотный круг для паровозов.
Владелец Павловска Великий князь
Михаил Павлович, подчинившись
указанию своего брата Николая I,
дал разрешение на прокладку участ-
ка двухпутной железной дороги
(как это предполагалось), оговорив
свое согласие рядом условий, с
которыми Акционерное общество
согласилось.
В июле уже была готова плат-
форма под навесом для приез-
жающих и был заложен фундамент
здания гостиницы.
К 30 сентября были уложены
рельсы на расстоянии 22 верст от
Павловска. 10 сентября осущест-
влена закладка вокзала и паровоз-
ного депо с поворотным кругом в
Царском Селе. В конце сентября
были проведены пробные поездки
(несколько вагонов) на конной
тяге от платформы в Павловске до
Царского Села.
3
ноября 1836 года - первая
обкатка паровоза (доставлен в
разобранном виде морем из Англии
в Кронштадт, оттуда по заливу,
Обводному каналу и на лошадях
в Царское Село, где была сборка
и проверка; первый паровоз был
изготовлен в Ньюкасле на заводе
Т Гакворта).
27
ноября 1836 года - отправле-
ние из Павловска поезда из 8 ваго-
нов с паровозом с 256 пассажирами
в присутствии Николая I с семьей
(присутствовали Александра Федо-
ровна, сын Александр и две дочери
Мария и Ольга). Паровоз вел сын
Гакворта, семнадцатилетний Джон.
Поезд прибыл в Царское Село, где
остался до следующего дня.
24
января (в воскресенье) 1837
года - публичное опробование по-
езда с паровозом в присутствии ино-
странных дипломатов. Среди при-
бывших были барон Я.-Т. Геккерен,
посланник Голландии, сотрудник
посольства Д'Аршиак, Ж. Дантес,
сын Августина Бетанкура Адольф.
В этой поездке мог бы участво-
вать и А. С. Пушкин, знавший о
строительстве Царскосельской же-
лезной дороги и любивший бывать
в Павловске.
Впервые Александр Сергеевич
побывал в Павловске на гранди-
озном празднике, устроенном 27
июля 1814 года в честь завершения
войны с Наполеоном и возвраще-
ния из Парижа Александра I. На
этот праздник были приглашены
все лицеисты. Лицеист Пушкин
присутствовал в Павловске 6 июня
1816 года на празднике в честь
новобрачных принца Оранского и
великой княгини Анны Павловны.
Во время ужина была исполнена
кантата «Принцу Оранскому» на
стихи Пушкина. Императрица Ма-
рия Федоровна наградила молодого
поэта, которому к этому времени
уже удалось опубликовать два де-
сятка стихов, золотыми часами.
41
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 40 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 42 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст