еизвестное об известном
42
Пушкин навещал родителей,
когда они летом 1835 года жили в
Павловске, там же он навещал свою
сестру Ольгу, приезжавшую к роди-
телям из Варшавы.
У А. С. Пушкина сложилось
особое мнение о строительстве
Царскосельской железной дороги.
В письме Пушкина соредактору
журнала «Современник» князю
В. Ф. Одоевскому по поводу ру-
кописи статьи в защиту железных
дорог инженера путей сообще-
ния профессора Института кор-
пуса инженеров путей сообщения
М. С. Волкова, переданной Одоев-
ским в журнал, говорится: «Статья
г. Волкова.
.. умно написана и за-
нимательна для всякого. Однако, я
ее не помещу, потому что, по моему
мнению, правительству не нужно
вмешиваться в проект этого Гер-
стнера. Дело о новой дороге касается
частных людей: пускай они и хлопо-
чут.
.. Дорога из Москвы в Нижний
Новгород еще была бы нужнее доро-
ги из Москвы в Петербург». Можно
предположить, что о строительстве
Царскосельской дороги Пушкин
мог знать из газетных сообщений
и, наверняка, ждал ее открытия.
Так, еще 15 марта 1836 года газета
«Санкт-Петербургские ведомости»
опубликовала объявление: «Прав-
ление Компании железной дороги
из Санкт-Петербурга в Царское
Село и Павловск сим объявляет,
что построение оной начнется, как
только дозволит погода. ». В жур-
нале «Современник» Пушкин на-
писал: «Я просил князя Козловского
дать мне статьи о теории паровых
машин, теперь, когда Герстнер за-
канчивает свою чугунную дорогу
между столицей и Царским Селом,
всем нам “нужно понять и усвоить
великое изобретение, которому
принадлежит будущее”» (статья
П. Б. Козловского «Краткое начер-
тание теории паровых машин» была
опубликована в «Современнике»,
в VII томе, уже после кончины
Пушкина).
Д'Аршиак свою первую по-
ездку по железной дороге описал в
своих воспоминаниях. «Несколько
сот саней теснились в Павловске у
огромного полукруглого павильо-
на. Это был тот увеселительный
вокзал с рестораном, о котором
ходячую остроту произнес министр
финансов Канкрин: “В других го-
сударствах (к этому моменту уже
Пассажирский поезд Царскосельской железной дороги.
1837 г.
действовали железные дороги с
паровой тягой в Англии, Франции,
Бельгии, Германии и США. - Авт.)
железными дорогами связывают
важные промышленные пункты, у
нас выстроили такую в трактир”».
Тысячная толпа собралась у
насыпи и протянулась вдоль рельс.
Мы с трудом пробрались к месту
отбытия паровых карет. Первый
обоз был готов к отправлению.
Он состоял из паровоза, тендера с
дровами и водою, особой повозки с
английской трубной машиной, двух
берлинов, двух дилижансов, двух
вагонов, двух шарабанов (берлины
и дилижансы - закрытые экипажи с
мягкими сидениями, разделенными
на 3-4 отделения с самостоятель-
ным входом; вагоны и шарабаны -
открытые экипажи с поперечными
сидениями в несколько рядов, в них
стенки ставились до середины высо-
ты кузова; вагоны использовались и
без сидений, пассажиры вынуждены
были ехать стоя, как иногда мы едем
в переполненном вагоне электрич-
ки. - Авт.) и из семисаженной фуры,
предназначенной для строевого
леса, но на этот раз занятой пасса-
жирами Каждый обоз простирался
на 300 футов в длину. Места брались
с бою. Свыше 300 человек можно
было уместить в ряду разнообраз-
ных экипажей, составляющих еди-
ную цепь с паровозом. Женщины
отважно занимали места и даже
боролись за свое право испробовать
новый способ быстрой езды.
Паровая машина гениального
Стефенсона с ее печью, котлом,
цилиндрами и насосами уже тяжело
вздыхала, как огромное допотоп-
ное животное, готовое ринуться в
пространство. На паровозе стоял
Герстнер. Лицо его было радостно и
почти вдохновенно. Он должен был
собственноручно повести паровой
поезд вдоль сугробов северных
равнин. С гордостью и восхищением
оглядывал он проложенные им тон-
кие стальные полосы, с неумолимой
точностью устремлявшиеся из-под
колес его огнедышащей машины в
синеющие снежные дали.
Раздались пронзительные сиг-
нальные свистки, и под звуки ор-
кестра, заглушаемые тяжкими
вздохами локомотива и грохотом
бесчисленных колес, железное чу-
довище, выпускающее из чугунной
трубы густые клубы черного дыма,
медленно тронулось в свой прямо-
линейный путь. С каждой секундой
оно ускоряло свой стальной пробег,
повышая ритм своих стуков и унося
нас с невообразимой быстротой
мимо еле мелькающих деревьев и
построек. Нами овладело чувство
трепета и воздушной устремлен-
ности в какие-то неведомые миры».
Невозможно не отметить, что на
следующий день Ж. Дантес отметил
свой день рождения (последний раз
в России), а 27 января состоялась
роковая дуэль, в результате которой
29 января не стало А. С. Пушкина.
Ему так и не удалось хотя бы один
раз проехать по железной дороге.
1 августа 1837 года наконец-то
началось строительство станции
с вокзалом в Санкт-Петербурге.
1 октября было завершено строитель-
ство станций в Санкт-Петербурге и
Павловске, где также надо было
построить поворотный круг. Весной,
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 41 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст