44
дат, расквартированных в Красном
Селе). Подрядчиками работ были
русские предприимчивые люди
из Петербургской и Вологодской
губерний. За качеством всех строи-
тельных работ, кроме Герстнера,
наблюдал акционер Общества,
инженер путей сообщения (вы-
пускник Института корпуса инже-
неров путей сообщения 1831 года)
Фердинанд Иванович Таубе, как
представитель Главного управления
путей сообщения (хотя Общество
находилось с самого начала под по-
печением III Отделения Собствен-
ной Его Императорского Величе-
ства Канцелярии, возглавляемого
А. Ф. Бенкендорфом). Фердинанд
Иванович Таубе (1806-18б8) с 1838
года несколько лет исполнял обя-
занности директора Правления до-
роги, в 1847 году стал Управляющим
дорогой, назначенным Главным
управлением путей сообщения и
публичных зданий, и одновременно
избирался акционерами директором
Правления до 1860 года.
Общая протяженность линии
составила 25 с половиной верст
(около 27 км). На Царскосельской
железной дороге были предусмотре-
ны 4 раздельных пункта: станции в
Санкт-Петербурге, Шушарах (Мо-
сковское шоссе), Царском Селе и
Павловске.
В честь открытия Царскосель-
ской железной дороги в Берлине
медальерами (по-видимому, по за-
казу Герстнера) была изготовлена
памятная серебряная медаль (один
экземпляр медали вмонтировали
в мраморную доску в помещении
вокзала (не сохранилась), а другой
экземпляр был передан на хранение
в Эрмитаж). По периметру лицевой
части - надпись: «Николай I, до-
стойный преемник Петра Великого,
ввел в России железные дороги».
Под группой, изображавшей Нико-
лая I, Минерву и Петра I, - надпись:
«Первая железная дорога от Санкт-
Петербурга до Павловска открыта
30 октября 1837 года». На обратной
стороне медали в центре изображен
паровоз, под ним слова: «Основате-
ли первой железной дороги: граф
Алексей Бобринский, Бенедикт
Крамер и И. К. Плитт», а по периме-
тру: «Строителем первой железной
дороги был Франц Герстнер, родом
чех, единоплеменный россиянам».
Из-за того, что 30 октября была
открыта дорога только из Санкт-
еизвестное об известном
Петербурга до Царского Села, ме-
даль никому не вручалась (видимо,
по распоряжению Николая I).
Теперь несколько слов о под-
вижном составе. Первыми прибыли
из Англии в Петербург и были со-
браны в Царском Селе 4 паровоза,
затем прибыли из Бельгии еще 2.
Все они были трехосными, к каждо-
му присоединялся двухосный тен-
дер. Только 3 ноября 1838 года, когда
в Павловске торжественно отметили
первую годовщину Царскосельской
дороги, все шесть паровозов получи-
ли свои имена: «Слон», «Богатырь»,
«Орел», «Лев», «Стрела» и «Провор-
ный». Вес каждого паровоза около 16
тонн, мощность паровозов: 75-120 л.
с. Конструкционная скорость - 60
км/час. Управление паровозами осу-
ществлялось вначале английскими и
бельгийскими машинистами, а с 1841
года - только русскими. Под их ру-
ководством в 1843 году все паровозы
были приспособлены к дровяному
отоплению, чтобы не зависеть от при-
возного угля (только в 1860-х годах
стали использовать отечественные
паровозы на угольном топливе). Ваго-
ны были заказаны в Бельгии, часть ва-
гонов была изготовлена в Петербурге
на Александровском механическом
заводе. Проезд пассажиров осущест-
влялся в крытых вагонах I класса
(дилижансах), II класса (шарабанах)
и открытых вагонах III класса. Для
провоза экипажей и крупногабарит-
ных грузов использовались специ-
альные платформы-линейки.
Все вагоны были двухосными,
их длина не превышала 8 м. Для про-
возки лошадей и коров использо-
вались специальные фуры. Вагоны
не отапливались и не освещались.
В вагонах I класса размещались 24
пассажира, II класса - 52 человека и
III класса - до 90 человек, причем в
вагонах III класса пассажиры ехали
стоя (только в 1851 году проезд стоя
был запрещен). В 1838 году разные
по конструкции пассажирские
экипажи получили одинаковое на-
звание - вагоны.
Как же развивались события
после официального открытия Цар-
скосельской железной дороги?
Официально движение поездов
из Царского Села в Павловск было
открыто только 6 ноября 1837 г.
С 30 января 1838 г. началось
ежедневное движение двух пар по-
ездов (в основном, на конной тяге,
так как надо было основательно про-
=
И ст о р и я П ет ерб урга. № 3 (4 3 )/2 0 0 8
верить прочность и устойчивость
земляного полотна с рельсошпаль-
ной решеткой и произвести не-
которые дополнительные работы).
Регулярное движение поездов на
паровой тяге началось 4 апреля
1838 г. Известно, что только в апреле
железной дорогой воспользовались
13923 пассажира.
12
апреля 1838 г. император Ни-
колай I впервые проехал из Санкт-
Петербурга в Царское Село, где его
ждал специальный конный экипаж
для поездки в Александровский
дворец.
Пассажиры до Павловска вы-
нуждены были ехать с пересадкой в
Царском Селе и только 22 мая 1838
года началось прямое сообщение
- поезда из Петербурга шли в Пав-
ловск с остановкой в Царском Селе.
Ежедневно из Петербурга уезжало
500-1000 пассажиров, а в воскресе-
нье - почти 2 тыс. человек.
15
мая 1838 года впервые было
введено железнодорожное распи-
сание, по которому одновременно
отправлялись поезда из Петербурга
и Царского Села (к этому времени
в Царское Село прибывал поезд
из Павловска) и встречались на
станции «Московское шоссе» (там
только что были уложены станци-
онные пути, а вокзальное здание
открылось только в октябре).
Итак, Царскосельская железная
дорога вступила в строй в 1837 году,
непрерывное движение до Павлов-
ска началось в 1838 году.
Трасса дороги пересекала после
Обводного канала Волково поле,
где размещался артиллерийский
полигон (позже здесь появится
поле для испытания самолетов,
потом получит развитие железно-
дорожная станция и появится плат-
форма для пригородных поездов
- «Воздухоплавательная»), затем
Лиговский канал, дорогу от Мо-
сковского тракта до Фарфорового
завода, Московский тракт (в районе
нынешней станции «Шушары»),
дорогу на Московскую Славянку и
Ям-Ижоры. Далее трасса проходила
по землям деревни Тярлево и на
25-й версте входила на территорию
Павловского парка.
На пересечении дороги с Обвод-
ным и Лиговским каналами, а также
с Московским трактом пришлось
устраивать шлагбаумы для закры-
тия движения конных экипажей на
время прохода поездов.
предыдущая страница 43 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст