еизвестное об известном
Первоначальный проект пред-
полагал довести дорогу до Храма
Аполлона. Линия железной дороги
проходила рядом с Музыкальным
(или Круглым) залом (там и сегодня
проводятся музыкальные концер-
ты), но завершила свою железную
поступь у нынешнего Вокзального
пруда (Великий князь Михаил
Павлович не разрешил вести дорогу
к Храму Аполлона, учитывая возра-
жения управляющего Павловском,
и конечный пункт дороги обозначил
на северном берегу пруда; название
«Вокзальный пруд» появилось в
1850-х годах).
Строительство железной дороги
обошлось в 5 млн рублей ассигнаци-
ями, что в полтора раза превысило
проектную сумму затрат.
Все расстояние от Обуховского
моста в Петербурге до Павловского
парка (27,5 верст) извозчиком прео-
долевалось за 2,5-3 часа. Стоила эта
поездка в 1836-1839 годах 15-17 ру-
блей. Из Петербурга в Царское село
ходили дилижансы, одно место в
них стоило 7 рублей ассигнациями.
Стоимость же проезда по железной
дороге в вагоне первого класса со-
ставляла 3,5 рубля до Павловска
и 2,6 рубля до Царского Села,
что способствовало привлечению
пассажиров на железнодорожный
транспорт.
Царскосельская железная до-
рога стала прародительницей
современных железных дорог Рос-
сии. На торжественном собрании
Императорского Русского техни-
ческого общества, посвященном
50-летию железных дорог России,
было отмечено: «Царскосельская
железная дорога, в отношении и
общего значения для сети русских
железных дорог и по той цели, ко-
торая имелась в виду при разреше-
нии ее сооружения, справедливо
будет рассматриваться подобно до-
стопамятным потешным и ботику
Петра I, давшим России славные
и победоносные гвардию, армию
и флот».
Пора перейти к вокзалам Цар-
скосельской железной дороги.
Слово «Воксал» произошло от
названия парка Воксхолл Бридж
в городке Ламбет близ Лондона. В
парке в 1661 году появился сад с
эстрадой, где для гуляющей публи-
ки давались музыкальные концерты
и театральные представления. Вла-
делицей парка была Джейн Вокс,
откуда и название «Воксхолл» (зал
госпожи Вокс). В 1710-х годах Петр
I ввел это слово в обиход (загород-
ная территория для развлечений).
Первые широко известные вок-
салы в Санкт-Петербурге появи-
лись в XVШ веке - на Каменном
острове (1777 год) и в Саду усадьбы
A. Л. Нарышкина на реке Мойке
(1793 год, с 1833 года «Демидов
сад» по имени нового владельца). В
XIX веке появились воксалы в Ека-
терингофе (просуществовал более
50 лет, 1823-1876), на землях графа
Г. А. Строганова в Новой Деревне
(1836-1876), в Полюстровском пар-
ке графа Г. А. Кушелева-Безбородко
(1840-1850-е годы), на Петровском
острове (1855-1875), в увесели-
тельном саду Озерки (1877-1900).
Однако самым знаменитым был
Павловский воксал, открытый в
1838 году в Павловском парке, где
заканчивалась Царскосельская
железная дорога. До середины XIX
века писали и говорили «воксал»,
а потом «вокзал». Этим словом
стали повсеместно в России на-
зывать здания для пассажиров на
железнодорожных станциях. Сло-
во «вокзал» в значении «главное
здание на железнодорожной стан-
ции» впервые появилось в словаре
B. Н. Орлова в 1884 году.
Герстнер, побывавший в Англии,
посетил «Воксхолл» и загорелся
идеей создать зал с рестораном и
концертным залом на железнодо-
рожных станциях в Павловске и в
Царском Селе.
Самая длинная история у Ви-
тебского вокзала. Первый вокзал
в Санкт-Петербурге Акционерное
Общество намеревалось построить
на левом берегу Фонтанки рядом с
Введенским каналом. Однако этому
помешали частные собственники
земли и складов, выстроенных на
территории, приглянувшейся Гер-
стнеру.
Кроме того, надо было пересе-
кать Загородный проспект, по ко-
торому уже тогда шло оживленное
движение экипажей и пешеходов.
Поэтому воспользовались новой
территорией, выделенной городом
безвозмездно - у Семеновского
плаца (рядом с нынешней Пионер-
ской площадью). Одноэтажный
деревянный вокзал (архитектор не-
известен) простоял недолго. Уже в
1851 году был открыт новый вокзал,
сооруженный по проекту архитек-
тора К. А. Тона. Его вид запечатлен
художником Н. С. Самокишем (он
ошибся, приписывая вид вокзала
1837 году; картина написана при-
мерно в 1900 г.). Известная акварель
Самокиша, посвященная первому
поезду Царскосельской железной
дороги, - фантазия автора гравюры
К. Беггрова, по которой создана
акварель (никогда в карете на плат-
форме Николай I со своей женой
не ездил, кроме того, окрестности
совершенно неузнаваемы, их невоз-
можно атрибутировать).
Вокзал в 1876 году претерпел
реконструкцию по проекту архитек-
тора М. Л. Бернацкого (как раз в это
время железная дорога стала двух-
путной при той же ширине колеи, и
поток пассажиров увеличился). По-
сле еще двух реконструкций и рас-
ширения помещений старый вокзал
был разобран, и на его месте возник
нынешний Витебский вокзал, по-
строенный по проекту архитекторов
С. А. Бржозовского и С. И. Минаша
(открыт 1 августа 1904 г.). К этому
времени пути Царскосельской же-
лезной дороги были перешиты на
колею 1524 мм, как это было приня-
то еще в 1842 году при обсуждении
проекта двухпутной магистрали
«Санкт-Петербург-Москва». Ши-
рина колеи 1524 мм была принята
по предложению американского
инженера В. Уистлера, приглашен-
ного «совещательным инженером»
на строительство железнодорожной
двухпутной магистрали «Санкт-
Петербург - Москва», построенной
в 1843-1851 годы.
В 1900-1904 годах над набе-
режными Обводного канала (Ли-
говский канал уже был засыпан)
и Боровой улицей появились пу-
тепроводы, чтобы железная дорога
не была помехой для городского
транспорта и пешеходов. Развязку
железной дороги и набережных ка-
нала соорудили в разных уровнях.
Для этого насыпь, на которую укла-
дывался путь, пришлось поднять
почти на 5 метров. Поезда стали
подходить к Витебскому вокзалу на
уровне второго этажа (в это время
Царскосельская дорога вместе с ее
головным участком вошла в состав
Московско-Виндаво-Рыбинской
железной дороги).
Вокзал в Царском Селе за-
ложили в сентябре 1836 г. в по-
лукилометре от границы Царского
Села, которая шла по Бульвар-
45
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 44 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст