еизвестное об известном
46
ной ул. (существовал проект - во-
круг Царского Села соорудить коль-
цевую железную дорогу, но эта идея
была вскоре отвергнута). Здание
вокзала, построенное по проекту ар-
хитектора Г. Фоссати, было открыто
в сентябре 1837 года. В 1902-1904
годах старое здание вокзала было
разобрано, на его месте появилось
новое сооружение - более простор-
ные залы отвечали новым требова-
ниям времени. Новый вокзал был
построен по проекту архитектора
Бржозовского. Вокзал производил
необыкновенно сильное впечатле-
ние своим необычным готическим
архитектурным стилем. Тогда же
по концам новых платформ, рас-
положенных в шахматном порядке,
проложили два тоннеля для прохода
к поездам.
В годы войны (1941-1945)
вокзал был полностью разрушен.
Его разобрали и построили новый
каменный вокзал (проект архитек-
тора Е. А. Левинсона и А. А. Груш-
ке), открытый к 150-летию со дня
рождения А. С. Пушкина (Царское
Село с 1937 года носит название
«Пушкин»).
От привокзальной площади,
заново созданной, проложили 3
основных магистрали, связываю-
щих г. Пушкин с вокзалом.
Интересна история Павлов-
ского вокзала и окружающей его
территории. 16 марта 1836 года по
предложению неутомимого Гер-
стнера, несколько опережавшего
события, был объявлен конкурс на
возведение вокзала в Павловском
парке. 13 авторов (русские и не-
мецкие архитекторы) представили
свои проекты, которые рассмотрел
лично Великий князь Михаил
Павлович. По настоянию Акцио-
нерного общества (в лице Герстнера
и Бобринского) был выбран проект
архитектора А. И. Штакеншнейдера.
Строительство вокзала с рестора-
ном и гостиницей под наблюдением
архитектора Ф. И. Руска началось
7 июля 1836 года.
Еще весной 1836 года прору-
били просеку шириной 8,5 м, и в
сентябре к территории вокзала по-
дошла железная дорога. Поезд дол-
жен был останавливаться у крытой
платформы, от которой вела галерея
длиной 65 м.
Вокзал был открыт только 22
мая 1838 года(в зимнее время стро-
ительные работы прекращались).
Летом 1838 года в Павловск
был приглашен хор московских
цыган. Развлекал публику и ор-
кестр под управлением дирижера
Йозефа Германа, а позднее - под
управлением широко известного в
то время австрийского композито-
ра и дирижера Йозефа Лабицкого,
приезжавшего в Россию по пригла-
шению Герстнера.
Пожар, случившийся в январе
1844 года, уничтожил большую
часть деревянного вокзала. Страхо-
вая компания возместила убытки,
что позволило построить новое
здание по проекту А. И. Штакенш-
нейдера уже к началу мая месяца.
Но архитектор осуществил карди-
нальную перепланировку: большой
зал был расширен, главный зал
ресторана получил дополнитель-
ную площадь, появились хоры для
оркестра, вдоль второго этажа при-
строили галерею для прогулок и
осмотра зеленой территории парка
и иллюминаций, происходивших по
разным поводам.
6 мая 1856 года в день открытия
летнего сезона перед публикой впер-
вые выступил знаменитый австрий-
ский «король вальсов» И. Штраус
(сын), который провел в Павловске
10 сезонов подряд. В 1861 году была
проведена реконструкция вокзала
по проекту архитектора Департа-
мента железных дорог А. В. Пет-
цольда. Главный зал ресторана был
превращен в Большой зал, эстрада
была перенесена с хором вниз - в
конец зала, кроме того, была соору-
жена открытая эстрада. Вмести-
мость зала достигла 1000 человек.
В 1870 году к северному фасаду
основного здания пристроили еще
один зал, добившись увеличения
мест для пассажиров, приезжавших
на отдых в Павловск, до 3 тысяч. В
1875 году рядом с вокзалом было
построено деревянное здание театра
(проект архитектора Н. Л. Бенуа).
От платформы к театру шла крытая
галерея. Зрительный зал с тремя
ярусами лож и партером вмещал
3 тысячи зрителей.
18
мая 1876 года театр был
торжественно открыт. Московский
театральный режиссер Федотов
снял театр на 12 лет в аренду для
проведения драматических спекта-
клей и оперетт.
В 1888 году после отъезда в Мо-
скву театра Федотова Павловский
театр стал филиалом Александрин-
ского театра. Кроме того, по пятни-
цам и вторникам стали проводить
симфонические концерты. В 1883
году была осуществлена последняя
переделка вокзального концертного
зала.
В 1862 году Акционерное обще-
ство отметило 25-летие Царскосель-
ской железной дороги. 50-летие
дороги отмечалось Императорским
Русским техническим обществом.
В 1912 году состоялись юби-
лейные концерты, посвящ ен-
ные 75-летию открытия вокзала.
30 октября Министерство путей
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 45 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст