еизвестное об известном
сообщения отметило эту дату в
новом здании, построенном на
площади Александринского театра
по проекту гражданского инженера
А. А. Гречанинова (там находилось
Управление Московско-Виндаво-
Рыбинской железной дороги, а
теперь - Управление Октябрьской
железной дороги).
Театр с переменным успехом
работал до 1930 года, когда неожи-
данно он сгорел и уже больше не
восстанавливался. Концерты и
спектакли продолжались в Боль-
шом зале вокзала. Царскосельская
дорога вошла в состав Октябрьской
железной дороги, а вокзал (при
станции Павловск I) принадлежал
Управлению дворцами и парками
Ленсовета.
В годы войны фашисты уничто-
жили здание вокзала. В 1945-1949
годах Октябрьская железная дорога
разрешила разобрать рельсовые
пути в Павловском парке (рельсы
пошли на восстановление Павлов-
ского дворца). Место, где был вок-
зал, было расчищено и засажено.
Царскосельская железная до-
рога, как первая железная дорога,
перестала существовать.
Своей первой частью - от Ле-
нинграда до станции Детское Село
(такое название получила станция
Царское Село в 1918 году) она
вошла в состав железной дороги,
соединившей еще в 1904 году Санкт-
Петербург и станцию Дно (откуда
позже продолжили дорогу до Ви-
тебска), когда появилась станция
«Павловск II» (вокзал этой станции,
восстановленный в послевоенное
время, действует до сих пор).
В 1925 году в Ленинграде и в
Москве инженерная обществен-
ность отметила 100-летие желез-
нодорожного транспорта (со дня
открытия железной дороги на па-
ровой тяге Стоктон-Дарлингтон в
Англии).
В 1937 году столетие отече-
ственных железных дорог не от-
мечалось.
14
ноября 1987 г. в Ленин-
граде и Павловске происходили
торжества по случаю 150-летия
железных дорог России. На Ви-
тебском вокзале (его первое на-
звание - Царскосельский вокзал)
был смонтирован стеклянный
павильон,(проект архитектора
В. И. Черепанова), в котором
разместили макет первого поезда
Царскосельской железной дороги
(паровоз и вагоны изготовлены в
натуральную величину).
Для изготовления паровоза
была использована модель паро-
воза «Проворный» (в масштабе
1:4), хранящаяся в Центральном
музее железнодорожного транс-
порта РФ. Архивный материал
изучили и чертежи разработали
студенты-дипломники В. С. Дми-
триев и П. И. Иминов под руко-
водством доцента Л. И. Сапрыкина
(консультантом выступил знаток
паровозов Б. В. Януш). Отдельные
детали паровоза были изготовлены
в локомотивном депо Ленинград-
Сортировочный Витебский, на Ка-
нонерском судостроительном заво-
де, в депо Ленинград-Финляндский
и в Выборге, а окончательная сбор-
ка паровоза осуществлена в депо
Ленинград-Балтийский.
Макеты 4 вагонов разного клас-
са (берлина, дилижанс, шарабан и
линейка) заняли свое место под сте-
клянным футляром, создавая вместе
с макетом паровоза представление о
пассажирских поездах, впервые кур-
сировавших на линии «Петербург-
Царское Село-Павловск».
В 1997 году, когда отмечалось
160-летие железных дорог, на фаса-
де Витебского вокзала была открыта
гранитная мемориальная доска с
надписью: «Францу Антону фон
Герстнеру, автору проекта и строи-
телю первой в России железной до-
роги - Царскосельской. Движение
открыто 30 октября (11 ноября)
1837 г.» В верхней части доски по-
мещено бронзовое скульптурное
изображение Герстнера (архитектор
Т Л. Торич, скульпторы В. С. Ива-
нов и С. В. Иванов).
Так Министерством путей со-
общения была отдана дань уваже-
ния выдающемуся чешскому инже-
неру, автору проекта и строителю
первой в России железной дороги,
положившему начало российскому
железнодорожному транспорту.
В ноябре 2007 года Министер-
ство транспорта и Октябрьская же-
лезная дорога отметили 170-летие
первой российской железной дороги
массового пользования. Сегодня
протяженность российских желез-
ных дорог около 87 тыс. км (в СССР
было 145 тыс. км), но первая желез-
ная дорога всегда будет вызывать
интерес жителей России как начало
огромного пути из 1837 года в наше
время, когда железная дорога стала
привычным и крайне необходимым
видом транспорта.
47
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 46 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст