еизвестное об известном
50
Наездник
Наездница.
Из альбома гравюр Сапожникова
уложили тротуар шириной «в три
плиты» и установили 16 чугунных
тумб. Со стороны плаца и аллеи по
наб. Фонтанки находилось по три
входа в сквер. Подрядчиками при
создании сквера были К. Кузнецов
(земляные и садовые работы) и
крестьянин Богданов (установка
решетки и укладка тротуара). На
Александровском чугуно-литейном
заводе были изготовлены чугунные
тумбы для тротуара. Крестьянин
И. Кузьмин поставил растения6.
Теперь наступила очередь по-
говорить о цирке и его истории.
Создание цирка, площадкой для вы-
ступления в котором стала круглая
арена, связано с конным спортом.
Первые закрытые цирки XVIII века
назывались амфитеатрами, конными
театрами. Нынешнее же слово «цирк»
появилось из глубины веков благода-
ря Наполеону. По указу 1806 года вся-
кие зрелища, предназначенные для
забавы простого народа, запрещалось
называть «высоким и благородным»
словом «театр». Вот тогда-то братья
Франкони, Лоренцо и Энрико, вла-
дельцы конного театра, извлекли из
анналов истории слово «цирк» для
обозначения искусства манежа.
Первыми цирковыми артиста-
ми на берегах Невы были заезжие
иностранцы. Императрица Анна
Иоанновна была большая люби-
тельница всяких представлений,
и среди них - цирковых, которые
с 1730-х годов стали регулярно
проходить в Петербурге. Первые
выступления давались профессио-
нальными труппами «конных штук-
мейстеров» и «конных искусников»
и состояли главным образом из
англичан, итальянцев, испанцев и
голландцев. Представления прово-
дились или под открытым небом,
или на манежах при частных домах7.
Говоря о цирковых артистах, надо
оговориться, т. к. в первой поло-
вине, а точнее во всем XVIII веке,
ни слова «цирк», ни производных
от него слов не употреблялось, оно
было возрождено только в начале
XIX века. Это были наездники (или
труппы наездников), фокусники,
канатоходцы и прочие артисты,
которых впоследствии объединил
цирк и которые своим трудом соз-
дали понятие «цирк» и «цирковое
представление».
В декабре 1824 года в Петербург
приехал «Олимпический» цирк
Турньера. Его труппа работала в
Турниер. Римский воин
на скачущей лошади.
Репродукция
рисунка на афише 13 марта 1828 г.
основном в Германии. Первона-
чально (около года) представления
давались на Большой Морской
улице, в доме Козулина, где имелся
громадный манеж. Представления
шли два раза в неделю, и програм-
ма состояла из конных номеров.
Фаддей Булгарин писал в своей
«Северной Пчеле»: «Кто видел
Олимпический цирк г. Франкони в
Париже, тот может иметь понятие
о гимнастических упражнениях
сего рода, усовершенствованных до
невероятной степени. Прелестные
девицы и ловкие юноши, одетые
амурами, зефирами и в различных
характерных нарядах, делают на
лошадях самые трудные балетные
па, удивляют скачками и опытами,
основанными на равновесии. Осо-
бенно привлекает внимание сын
г. Турньера, производящий свои
опыты на двух лошадях без уздечки,
и г. Арманд, недавно приехавший из
Парижа»8.
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 49 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст