еизвестное об известном
Русская пляска на лошади.
Репродукция рисунка
на объявлениях-программах цирка Турниера в 1827-1928 гг.
В доме Козулина труппа Тур-
ньера проработала около года, но в
конце 1825 года, вследствие траура
по кончине императора Александ-
ра I, все спектакли были отменены,
и Турньер покинул Россию.
В 1827 году труппа Турньера
приехала в Петербург вновь. В
масленую и пасхальную недели он
давал представления в специально
выстроенном балагане на Дворцо-
вой площади. Успех Турньера был
так велик, что он решил построить
в Петербурге специальное здание
для цирка.
26
июня 1827 года вышел высо-
чайший указ на имя Петербургско-
го военного генерал-губернатора
Голенищева-Кутузова о построении
постоянного цирка. Пункт 3 догово-
ра гласил: «Иностранцу Турньеру
в возмездие вносимой им суммы
(30 000 руб.) предоставить право
в течение пяти лет исключительно
пользоваться одному представле-
ниями в цирке искусства верховой
езды, волтижирования9 и пантоми-
мы согласно его прошению, обратив
сей цирк по протяжении пяти лет в
пользу города, для отдачи в найм
желающим представлять в нем по-
добные сему и другого рода зрели-
ща, против устава о благочинии не
возбраняемые»10.
Далее продолжим цитировать
Фаддея Венедиктовича Булгарина:
«Известный Турниер, который до-
ставлял удовольствие здешней пу-
блике необыкновенным искусством
своей труппы в конном вольтижи-
ровании, прибыл в Петербург. Он
строит ныне балаган под качелями.
Говорят, что он останется здесь если
не навсегда, то, по крайней мере,
на долгое время и выстроит свой
манеж напротив Симеоновского
моста, на углу площадки, окружаю-
щей с сей стороны Инженерный
замок. И так мы будем иметь здесь
Олимпический цирк, такой же, как
в Париже»11.
Для цирка был отведен участок
на берегу Фонтанки около Симео-
новского моста, выделенный из ча-
сти территории Инженерного сада,
принадлежавшего военному ведом-
ству. Устройство цирка в этом месте
имело много выгод: удаление от
других строений, т. е. безопасность в
пожарном отношении, т. к. сам цирк
был деревянный; близость воды и
удобство для разъезда экипажей.
Сооружение цирка было по-
ручено архитектору придворного
конюшенного ведомства и ведом-
ства театральной дирекции Сма-
рагду Логиновичу (Лонгиновичу)
Шустову, который построил его
очень быстро. Общее же наблюдение
за строительством возлагалось на
председателя комитета для строений
и гидравлических работ Петербурга
генерал-майора П. П. Базена. Начали
строительство в начале осени, и уже
на 1 октября было намечено оконча-
ние постройки, которое несколько за-
держалось и закончилось в декабре.
Общая сумма постройки составила
100 699 руб. 50 коп., из которых, как
уже было сказано, 30 000 руб. дал
Турньер, а остальные были взяты у
городских властей. По находивше-
муся рядом мосту цирк получил и
название - Симеоновский.
В первоначальном своем виде
цирк состоял только из одного
здания, площадь которого пред-
ставляла трапецию. Эта форма
обуславливалась тем, что фасад
цирка, выходивший на Симеонов-
скую площадь, был расположен
по идущей в косом направлении
линии от Симеоновского моста к
Инженерной улице. Общая площадь
цирка была около 1467 кв. м. Для
сравнения, площадь здания нынеш-
него цирка - 3000 кв. м. Вышина -
11,7 м, а нынешнего - 21,5 м.
Это была деревянная постройка
на каменном фундаменте. Покрыта
она была листовым железом. В
середине крыши был устроен ше-
стигранный фонарь «с двойными
рамами в 90 стекол», освещавший
цирк сверху. Со стороны площади
здание было украшено портиком
с фронтоном на четырех иониче-
ского стиля колоннах «столярной
работы». Портик служил главным
входом. Украшением фасада был
аттик, лепные детали и окна «вене-
цианские о 12 стеклах» и «итальян-
ские о 26 стеклах». Окна с боков
здания были простые. Окрашено в
два цвета - желтые стены и белые
карнизы. Зрительный зал имел
форму дуги, 3/ 4 круга, на конце ее
сцена. Еще при строительстве было
запланировано, что в здании кроме
цирковых представлений будут ста-
виться и театральные спектакли. На
месте партера была устроена арена.
Места для зрителей располагались
в три яруса. Позднее третий ярус
был упразднен. Имелась главная
царская ложа и две малые. Кресла
были обиты кожей, стулья - зе-
леным плисом, ложи - голубыми
материями (стулья лож - барканом,
кресла - трипом), царские ложи
были отделаны голубым бархатом.
От манежа к ложам амфитеатром
поднимались скамьи, покрытые
сукном. На авансцене тоже устанав-
ливались стулья для зрителей. «Се-
верная Пчела» отмечала «легкую и
приятную архитектуру» и «удобное
размещение зрителей». Фаддей
Венедиктович, когда ему это было
выгодно, не замечал недостатков,
а в новом цирке их было много.
51
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 50 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст