52
Не было артистических уборных,
и артисты готовились к выходу на
конюшне, которая располагалась в
самом здании и производила «силь-
ный запах» в зрительном зале. В зда-
нии стоял холод, и «всюду проходил
сквозной ветер», а весною капало с
крыши. Сцена не имела машин. Из
крайних лож было трудно видеть
сцену, а с некоторых мест было
плохо слышно. Министр Двора
Волконский, посетивший цирк в на-
чале января 1828 года, заметил: «Во
многих местах цирка бывает нечи-
стота и дурной запах от того, что не
устроено при нем отхожих мест»12.
Кроме того, сам цирк «сумнителен
в твердости» и постоянно требовал
исправлений и ремонта.
11 декабря 1827 года состоялось
открытие первого постоянного цир-
ка в Петербурге. Ранее с Турньером
была договоренность об аннулиро-
вании его исключительных прав на
цирк, и 20 ноября последовал вы-
сочайший указ о выплате Турньеру
внесенной им суммы из средств
Кабинета Е. В. и о передаче здания
из ведения города в пятилетнее
пользование театральной дирекции.
9 декабря эта передача была прове-
дена. Дирекции требовалось иметь в
городе лишнее театральное здание.
Цены на представления были
довольно высокие: ложи первого
яруса - 25 руб., ложи второго яру-
са - 15 руб., первые места - 5 руб.,
вторые - 3 руб., первая галерея -
2 руб., вторая - 50 коп. Представ-
ления давались по воскресеньям,
понедельникам и четвергам.
Перейдя в ведение дирекции
императорских театров, здание по-
степенно подвергалось переустрой-
ству. Конюшни из здания были
перенесены во вновь сооруженные
за стеною здания со стороны сада.
Это обошлось в 5000 руб. На месте
упраздненных конюшен был создан
декорационный магазин. Сцена
была оборудована машинами.
В труппу входили талантливые
артисты: Герман Грегуар, Шульц
Терции; комики на лошади - Арман
и Шарль; семейство самого Тур-
ньера: Франсуа, Бенуа, Луиза и
Аделаида. Труппа Турньера была
исключительно конной, но вместе
с ней давала представления труппа
Киарини с ее пантомимами. Зимой
1827-1828 годов в цирке устраива-
лись только цирковые спектакли.
Новизна быстро прошла, и одно-
еизвестное об известном
образие представлений охладило
публику. Началась подготовка к
постановкам спектаклей. Назван
он был «Новым театром». Началось
чередование цирковых представле-
ний и спектаклей. В 1829 году умер
Жак Турньер, и его вдова передала
цирк сыновьям Бенуа и Франсуа.
Позднее они покинули здание цир-
ка. Из цирковых представлений
памятными для зрителей стали ино-
странные труппы Б. Фурро, Х. Баха,
выступления знаменитого Карла
Раппо, показывавшего свою силу.
Они подтолкнули многих молодых
людей к занятиям физической
культурой13.
С годами здание деревянного
цирка обветшало, осело и покоси-
лось так, что в нем стали бояться
давать спектакли, т. к. при большом
стечении народа и при непрочности
постройки это грозило катастрофой.
В 1830 году здание было скреплено
железными цепями с чугунными
бляхами.
14
февраля 1836 года около
4 часов дня на Адмиралтейской пло-
щади загорелся балаган Лемана. Ка-
дет Дмитрий Чаплин, очевидец той
трагедии, вспоминал: «Как только
заиграла музыка, так на сцену вы-
скочил какой-то человек и громко
закричал: “Господа, пожар, горим!”.
..
В балагане сделалась суматоха.
Никто никого не щадил; друг друга
сбивали с ног, один другого давил,
толкал, пробиваясь к дверям.». Как
свидетельствовал шеф жандармов
Александр Бенкендорф: «46 чело-
век. было спасено, а с лишком 100
тел вытащено из огня мертвыми;
прочие исчезли с самим балаганом,
который сгорел дотла, оставив по
себе на снегу огромное черное пят-
но». В балагане в тот момент было
460 зрителей. На пожарище была
отслужена панихида по инициативе
поэта Василия Жуковского14. Вот
этот Леман и обратил внимание на
обветшавшее здание театра-цирка.
Он отремонтировал его за свой счет
и ставил в нем свои пантомимы. В
ноябре 1837 года в здании цирка
вновь появилась труппа Турньера,
а в 1840 году гастролировавшая
здесь труппа Готье стала последней
из работавших в Симеоновском
театре-цирке.
Последние годы здания проте-
кали так. В 1832 году истек срок вла-
дения дирекцией театром-цирком,
но так как к тому времени Михай-
=
И ст о р и я П ет ерб урга. № 3 (4 3 )/2 0 0 8
ловский театр еще не был построен,
то труппы дирекции играли в нем
еще более года. 1 марта 1834 года
состоялся последний спектакль
дирекции, после чего приступили
к возвращению здания в городское
ведомство. 6 ноября 1836 года Си-
меоновский театр-цирк «со всеми
строениями и принадлежностями»,
за исключением оборудования
сцены, вывезенного в другие теа-
тры, был сдан «в ведомство Санкт-
Петербургской Градской Думы».
В 1842 году в газете «Санкт-
Петербургские ведомости» появи-
лось объявление: «По распоряже-
нию Комитета городских строений
приступлено хозяйственно к сломке
цирка, что у Симеоновского моста.
Желающие покупать в оном за
самыя сходныя цены разные вещи
и материалы, как то: переплеты,
столярные двери, кровельное и
полосное железо, кирпич, плиту
бутовую и цо-кольную, плитные
ступени, декорации на холсте с под-
вижным механизмом, живописные
обои на холсте, печные и другие
приборы, так же разной толщины
сухие доски, годные для столярных
работ и прочее, благоволят являться
в самый цирк ежедневно в продол-
жении апреля и мая месяцев сего
1842 года»15. Так закончил свое
существование деревянный цирк у
Симеоновского моста.
«На вырученные от продажи
разных материалов, полученных
от этого цирка, деньги городскими
властями была благоустроена Си-
меоновская площадь перед мостом и
устроен Инженерный сквер»16.
Работы по перепланированию
нового сквера проводились на
городские средства Правлением
1-го округа путей сообщения и пу-
бличных зданий. Автором проекта
стал инженер генерал-лейтенант
А. Д. Готман. Производителем работ
был инженер-капитан Марков, а
подрядчиком земляных и садовых
работ - Г. Китайцев. Площадь скве-
ра достигла 1,3 га. Теперь граница
сквера пролегала от второго (вос-
точного) павильона Инженерного
замка первоначально по дуге длиной
66,78 м, затем по прямой линии на
38,4 м и доходила до начала аллеи
на наб. Фонтанки.
В 1864 году сквер капитально
отремонтировали и благоустроили.
Работы под эгидой Петербургского
городского общественного управ-
предыдущая страница 51 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст