еизвестное об известном
54
современных требованиях архитек-
турного искусства». Архитектор по-
строил зрительный зал без единой
колонны. Купол, состоявший из 32
железных ферм, накрыл зал огром-
ной чашей. Он был расписан сцена-
ми из цирковой жизни. Нижними
своими концами фермы упирались
на наружную круговую стену. Не-
сколько выше фермы опоясывало
«схватное кольцо», бравшее на себя
(гасившее) напряжение ферм. Верх-
ние их концы были укреплены в
кольце «фонаря». Это было здание,
небольшое снаружи, но поражаю-
щее внутреннею масштабностью,
обилием воздуха, особенно в под-
купольном пространстве.
Незадолго до открытия цирка в
«Петербургской газете» была напе-
чатана статья, посвященная новому
цирку. Приведем ее полностью.
«В воскресенье представители
печати, общество архитекторов и
многие другие лица были пригла-
шены для осмотра отстроенного
каменного цирка г. Чинизелли.
Новое здание во всех отношени-
ях изящно, удобно и грандиозно.
Оно может вместить до 5000 зри-
телей. Места устроены с полным
комфортом. Ложи и кресла обиты
темно-малиновым трипом, самые
кресла - металлические, сделанные
на заводе Сан-Галли, отличаются
изяществом рисунка. Цирк освещен
роскошными газовыми люстрами,
дающими массу огня. Не забыты
и вентиляция, приспособленная
знатоком этого дела г. Давыдовым.
Своим изяществом отличаются ко-
нюшни на 100 стойл; тут и зеркала,
и мрамор, и асфальтовые полы, и
фонтаны!!.
. Этому роскошному
помещению, устроенному для чет-
вероногих артистов, позавидуют
немало и петербургских двуногих
обитателей. Открытие цирка по-
следует 26 декабря. При этом, нам
остается заметить, что, по слухам,
г. Чинизелли обязан будет также, как
в Москве, платить четвертую часть
сбора в пользу дирекции казенных
театров. Этот налог крайне тягост-
но отзовется на благосостоянии
г. Чинизелли, затратившего свыше
300 000 рублей на постройку цирка,
который после тридцатилетней его
эксплуатации перейдет в собствен-
ность города. Почти невозможно
предположить, чтобы г. Чинизелли
в этот короткий срок владения цир-
ком и при столь громадной плате за
право представлений, мог бы вы-
ручить свой капитал, затраченный
на постройку здания, украсившего
собою нашу столицу»19.
Ряды в зале располагались ам-
фитеатром; на 5000 зрителей было
лишь 1200 сидячих мест, остальные
стояли (ярусы и галерка). Цирк был
украшен позолотой, зеркалами, ма-
линовым бархатом, хрустальными
люстрами. По существу, это было
первое в России здание, построен-
ное с учетом цирковой специфики.
26
декабря 1877 года состоялось
открытие каменного цирка, которое
было торжественным и пышным.
Барьеры всех лож были обшиты
малиновым бархатом. Униформа,
состоявшая из артистов, была одета
в ливрейные фраки.
В цирке было четкое разделение
на зрителей лож и партера («чи-
стая» публика) и ярусов и галерки
(«простонародье»), где, как уже
было сказано, представления смо-
трели стоя.
Основное место в программе
цирка занимали конно-спортивные
номера, выступали также клоуны и
жонглеры. Позднее репертуары на-
полнились гимнастами, акробатами
и музыкальными эксцентриками,
и даже чревовещателями, а в 1890
году выступал хор русских певцов
под управлением Скалкина. Часто
стали ставиться пантомимы, и даже
водные. В 1896 году было устроено
состязание гиревиков. Некоторые
номера стали ставиться с расчетом
на детей, устраивались детские
утренники20. Успехом пользовались
пантомимы, особенно «Золушка»,
прошедшая 500 представлений.
Дрессировщики Анатолий и Вла-
димир Дуровы, клоуны Бим и Бом,
Жакомино давали цирку большие
сборы. В конце XIX - начале XX
века на арене цирка Чинизелли
стали проводиться соревнования
по французской борьбе. У всех на
устах были имена Ивана Поддубно-
го, Ивана Заикина, Георга Луриха.
Постоянным их арбитром был Дядя
Ваня (И. В. Лебедев), превращав-
ший «чемпионаты» борцов в целые
спектакли. Частым посетителем
цирка был Александр Иванович
Куприн*, друживший со многими
артистами и борцами.
О первом посещении цирка и
о своих детских впечатлениях рас-
сказал И. Радунский в «Записках
старого клоуна»: «Я давно мечтал
побывать в цирке Чинизелли и вот
получил возможность осуществить
свою мечту. Я - в цирке! Дешевые
места второго яруса, так же как и
стоячая галерея, были совершенно
отделены от лож и партера и даже
имели отдельный вход для того,
чтобы публика «райка» не соприка-
салась с привилегированной публи-
кой лож и партера - представителя-
ми знати, гвардейскими офицерами,
чиновниками и купцами. Публика
второго яруса не допускалась и в
конюшни, где в антрактах посети-
Портрет Анатолия Дурова
в цирковом костюме
с кошкой на плече
тели лож и партера осматривали
лошадей и зверей, и откуда затем
могли проникнуть в закулисные
помещения, чтобы пофлиртовать с
приглянувшимися им артистками
цирка. В воскресные и праздничные
дни в цирке Чинизелли давались
дневные детские представления с
раздачей подарков детям. Чувство
оскорбленного достоинства вызы-
вают во мне воспоминания о том,
что подарки выдавались только
по предъявлении билетов в ложи
и партер, то есть детям богатых
родителей, имевших возможность
покупать дорогие билеты. Дети же,
занимавшие места во втором ярусе и
галерее, права на подарки не имели
и вынуждены были только наблю-
дать церемонию раздачи подарков
другим детям»21.
* А. И. Куприн сам обладал хорошими способностями борца. -
Ред.
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 53 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст