еизвестное об известном
технической аппаратуры, советско-
му цирку еще не доступной».
Первым советским директором
Ленинградского госцирка стал заме-
чательный дрессировщик, наездник
и постановщик номеров Вильямс
Жижетович Труцци. В октябре 1931
года он скончался от туберкулеза.
Долгие годы художественным
руководителем цирка был Евгений
Михайлович Кузнецов. При нем мо-
лодой клоун Румянцев нашел свое
«лицо» и из подражателя Чарли
Чаплина стал Карандашом (в до-
военном варианте - Каран Д'Аш).
Вильямс Труцци
В течение 10 лет работал на арене
цирка знаменитый Борис Вяткин
со своей дворняжкой Манюней. А
какой восторг у публики вызывали
джигиты-наездники Тугановы и
Кантемировы! Большим мастером
клоунады был до войны Виталий
Лазаренко. Здесь начал свою карье-
ру на качающейся проволоке моло-
дой Рудольф Славский, ставший
позднее литератором-цирковедом.
В 1930-е годы была проведена
частичная перестройка помещения
цирка. Число мест в зале увели-
чилось более чем вдвое: их стало
почти 2800.
В 1939 году отмечалось 20-летие
советского цирка, и Ленинградский
цирк был награжден орденом Трудо-
вого Красного Знамени.
* Маленькая энциклопедия «Цирк»
называет 28 декабря.
Клоун Виталий Лазаренко, 1933 г
В начале Великой Отечествен-
ной войны молодые артисты и тог-
дашний директор цирка А. Я. Васи-
льев ушли на фронт. Из оставшихся
артистов был организован фронтовой
цирк. Со снятием блокады начались
работы по подготовке цирка к от-
крытию сезона. 28 ноября* 1944
года Ленинградский цирк открылся
вновь. Замечательный артист Пуш-
кинского театра Юрий Михайло-
вич Юрьев прочел стихотворный
монолог, написанный Николаем
Брауном. Участвовали жонглеры
Александр и Виолетта Кисс - пра-
правнуки Гаэтано Чинизелли. Вы-
дающаяся актриса Вера Аркадьевна
Мичурина-Самойлова написала ре-
цензию о том вечере, напечатанную
в «Ленинградской правде»28.
В 1959-1963 годы в цирке была
проведена коренная реконструк-
ция как основного здания, так и
подсобных помещений. Общая
площадь увеличилась на 2000 кв. м.
Цирк преобразился. Вместо тесных
вестибюлей и узких коридоров
появились светлые, широкие ко-
ридоры и лестницы, фойе, залы,
гардеробы для зрителей. Неудобные
скамейки были ликвидированы
и их заменили одинаковые ряды
полумягких кресел. Был обновлен
купол, где появился кольцевой мо-
стик, вдоль которого оборудована
мощная осветительная система.
Реконструкцию осуществили по
проекту авторского коллектива ма-
стерской института «Ленпроект» в
составе Л. С. Котонина, И. А. Вакса,
Н. В. Шульц и инженера-конструктора
М. И. Юношева, при активном уча-
стии инженера цирка С. Л. Маркова.
В далеком 1928 году был открыт
Музей циркового искусства. Ини-
циатором его создания был Василий
Яковлевич Андреев, преподаватель
фехтования и многолетний собира-
тель материалов по театру, эстраде
и цирку. К концу 1970-х годов музей
имел около 70 000 единиц хранения.
В библиотеке при музее имелось
около 4000 томов. Когда-то музей
ютился в двух небольших комнатах
Упражнение на неоседланной лошади Лоры Басен.
Из альбома гравюр Сапожникова
5 7
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 56 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст