И
стория учреждении
60
О том, как кадетам надлежит
жить и обучаться научным и прак-
тическим дисциплинам, подробно
указывалось в плане «Об учрежде-
нии при берг-коллегии Горного учи-
лища», составленном и принятом к
осуществлению в 1775 году. Один
из самых главных пунктов касался
содержания кадетов: «Пищею до-
вольствоваться надлежит за общим
столом, на что полагается по 10 ко-
пеек на каждого в день, что учинить
на всех в год 876 рублей».
Об образе жизни кадетов вне
занятий узнаем из другого доку-
мента - из Устава горного училища:
«Первейшим попечением гофмей-
стера (воспитателя, наставника)
будет, чтобы горные студенты в
совершенном покое, довольстве и
тишине определенное время пре-
провождали, и от всяких пороков
Училище (или Корпус), учреж-
денное Горным департаментом, по-
стоянно находилось под попечитель-
ством и контролем этого департамен-
та и имело характер специального
военного учебного заведения, с при-
сущими военным школам порядками.
Вдобавок, сменявшие один другого
директора берг-коллегии обязатель-
но вносили в жизнь Корпуса свои
нововведения. Например, в 1825
году директор, генерал Мечников
учредил эффектные публичные эк-
замены, на которых воспитанники
испытывались не только в научных
знаниях, но и в качестве музыкантов,
певцов, фехтовальщиков и танцоров.
Это доставило училищу блестящую
репутацию, и многие стали поступать
туда главным образом с целью по-
лучить хорошее общее образование
и светское воспитание.
совершенно удалены были; данные
им мундиры всегда в чистоте со-
держали, а в жилищах их и классах
надлежащая чистота и умеренность
воздуха наблюдаема была».
В выходные и праздничные
дни воспитанники не слонялись по
улицам без дела. Уставом велено
было их, «порядочно обмунди-
ровав, российских - отводить в
ближайшую церковь для слушания
божественной литургии, а других
наций отпускать в кирки их законов
с учителями тех же религий, и потом
возвратясь, увольнять к родствен-
никам или для гулянья».
Распорядок дня кадетов, а позд-
нее - студентов, был следующим.
Питомцы Корпуса в учебные дни
вставали в 6, а в праздничные в
7 часов утра, через полчаса их строи-
ли во фрунт по своим комнатам, и
они «бывали осматриваемы насчет
чистоты и опрятности». Затем - мо-
литва, завтрак, учебные занятия с 8
до 12, строевая подготовка, гулянье,
обед, опять учебные занятия с 14
до 18, часовой отдых, ужин, с 19 до
22 выполнение заданных уроков. В
22 часа все отправлялись спать.
Праздности в жизни воспи-
танников не находилось места. В
Корпусе регулярно устраивали теа-
тральные представления, «которые
должны были служить приятным
времяпрепровождением, а также по-
селять в воспитанниках ловкость и
благородную смелость в обращении
с людьми».
Широко практиковалось пред-
ставление пьес на иностранных
языках. В этом видели особенную
пользу, приучая воспитанников «к
правильному выговору и беглости
в изъяснении на сих языках, знание
коих поставлено в необходимую
принадлежность всякого благовос-
питанного человека».
Вот еще одна выдержка из Уста-
ва горного училища. «В праздники
воспитанников водят в Эрмитаж,
Кунсткамеру, Академию художеств;
кроме того, им показывают разные
зрелища - зверей, косморамы и т. п.;
даются для них балы и маскарады,
нанимают ложи в театре; водят по
окрестностям Петербурга, где они
гуляют по островам и дачам, осма-
тривают фабрики, заводы и разные
технические производства».
Еще раз обратимся к Уставу
горного училища. Он уверяет, что
«всеми пособиями к соблюдению
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 59 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст