И
стория учреждении
чистоты и опрятности» кадеты снаб-
жаются с избытком. Воспитанники
имеют парадные и повседневные
одежды. Первые - это мундир и
брюки военного образца. Вторые -
куртка без фалд, с серыми брюками.
Давались еще шинель военного по-
кроя, кивер и даже тесак. А обувь и
платье воспитанников каждое утро
чистили «комнатные служители».
Что касается белья - постельного и
нательного, - то его меняли дважды
в неделю.
В период с 1834 по 1866 годы,
когда училище получило статус
Корпуса горных инженеров, учеб-
ное заведение полностью пере-
строили на военный лад. Во всем
старались вернуть старую, чисто
военную дисциплину. Особенное
внимание обращалось на воинские
упражнения воспитанников, зна-
чительная часть учебного времени
отводилась приготовлениям к раз-
водам и парадам. По уставу Корпуса
воспитанники 4 низших классов
назывались кадетами, 2 следующих
классов - кондукторами, а 2 высших
- офицерами, прапорщиками и по-
ручиками. Известный металлург,
наш «русский Мартен» Александр
Александрович Износков, первым
в мире получивший особо прочную
броневую сталь, в 1864 году окончил
Корпус горных инженеров в звании
подпоручика горного дела. В звании
поручика горного дела из этого
учебного заведения был выпущен
и другой замечательный русский
ученый-металлург, теоретик и прак-
тик Д. К. Чернов. Разработанная им
«диаграмма состояния» выплавки
стали дала металлургам надежную
Здесь
с ІЙ&І по 18&Ь гг
учился геолог
іеограф и шаменишн
путешественник
I ер ой
Социалистического Труда
академик
Владимир Афанасьевич
ОБРУЧЕВ
теоретическую основу уверенного
получения высококачественных
сплавов.
Какой-нибудь общественно-
политической жизни Корпуса и
представить себе невозможно.
Даже за обыкновенное мальчише-
ское «нерадение» и не очень хоро-
шее поведение (с кем не бывает!),
а также «грубости гувернерам и
дежурным офицерам» кадетов-
студентов увольняли из Корпуса
и отправляли в армейские полки
и на заводы. Провинившихся не-
редко бивали розгами, и палками
- от семи до двадцати ударов «при
собрании всех воспитанников - в
пример и страх другим». Известен
эпизод наказания розгами в 1807
году нескольких кадетов «за по-
дание мимо команды прошения
государю о выпуске их в армей-
ские полки». Виновные, дескать,
осмелились обременить дерзким
и неосновательным прошением
священную особу императора.
В таких условиях какие бы то ни
было революционные выступления
студентов или просто ропот недо-
вольных существующими порядка-
ми исключались полностью.
Подобное «унтерпришибеев-
ское» положение в Корпусе продол-
жалось до 1866 года без каких-либо
важных изменений в условиях жиз-
ни и составе воспитанников.
С 1866 года Корпус работал
как открытое горно-техническое
высшее учебное заведение. Вос-
питанники начали пользоваться
большей свободой, им разрешалось
проживать вне института, была от-
менена и военная форма. Прекра-
тился прием в низшие классы. Для
поступления в институт нужна была
хорошая начальная подготовка по
разным дисциплинам. Устраивались
и приемные экзамены. Естественно,
изменился сословный состав сту-
денчества. Пока еще первое место
занимали «дворяне и офицерские
дети». Но уже около 15% состав-
ляли мещане, за ними - «купече-
ские дети» - около 8%. Учиться в
Горном институте стало разрешено
даже «крестьянским и солдатским
детям», детям духовных лиц, почет-
ных граждан и детям иностранных
подданных. Для поступавших было
установлено и ограничение по воз-
расту - принимали «недорослей» не
моложе 17 лет. Все изменения были
обусловлены начавшейся всего пять
А. А. Износков (1845-1911) -
«русский Мартен»,
выпускник Корпуса горных
инженеров, металлург, изобретатель
бронебойной стали
лет назад отменой крепостного пра-
ва в России.
И все-таки изменения не были
окончательными. Через двадцать
лет снова ввели обязательную фор-
му для студентов института. По-
говаривали, будто вот-вот учебное
заведение опять будет походить
на военную школу. А что же в этом
плохого? Военная дисциплина
поднимет и дисциплину учебную,
пресечет и вовсе устранит нет-нет
да и возникающие очаги брожения,
бунтарства в студенческой среде.
Пусть себе иногда ропщут студенты-
филологи, разные там художники
или музыканты. Эти «поспорят,
пошумят и разойдутся», как сказал
поэт и драматург. Вреда от них не
будет. А горное дело - серьезное,
государственное и «разброда в умах,
так же как и неприятия правитель-
ственных установлений и суще-
ствующего общественного порядка,
не стерпит».
Однако впоследствии именно
студенты-горняки, вопреки жестко-
му режиму, стали самыми активны-
ми участниками антиправитель-
ственных выступлений. Возможно,
потому, что в силу своей будущей
профессии они лучше были знако-
мы с социальным неблагополучием
на предприятиях горнодобывающей
и металлургической промышлен-
ности, где условия труда без преуве-
личения можно было бы назвать
каторжными.
61
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 60 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 62 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст