Б л
локада Ленинграда
М . А. Логунцов
Первый сбитый
«Ю нкерс»
62
У обломков самолета. 26 июня 1941 г. Справа налево: П. Б. Маргулис,
С. А. Герасимов, неизвестный.
Фото из семейного архива П. Б. Маргулиса
В августе 2006 года я вел бесе-
ду с жителем Белоострова Юрием
Николаевичем Андреевым и в раз-
говоре вскользь упомянул о первом
немецком самолете, сбитом в небе
Ленинграда. Впервые в городе
была объявлена воздушная трево-
га. Бомбардировщик был подбит
нашими зенитчиками в ночь на 23
июня 1941 года и упал в районе по-
селка Песочный. Каково же было
мое удивление, когда я узнал, что
у Юрия Николаевича в семейном
альбоме есть фотография обломков
того самого «Юнкерса».
Мой собеседник любезно по-
казал мне фото, сделанное 26 июня
1941 года в Песочном. На хорошо
сохранившейся старой фотографии
изображены обломки сбитого «Юн-
керса», упавшего рядом со свинар-
ником воинской части. На переднем
плане стоят три человека. Крайний
справа - старший политрук отдела
пропаганды политуправления Се-
верного фронта Петр Борисович
Маргулис, а в центре - лауреат
Сталинской премии, кинорежиссер
Сергей Герасимов.
Кроме фотографии у Юрия
Николаевича имелось несколько
предметов со сбитого «Юнкерса»
- половинка бинокля, фотоаппарат
«^у^Иа^ег» был действующий (и
Андреев сказал, что делал на нем хо-
рошие снимки) и серебряный порт-
сигар, на внутренней части которого
была монограмма S. L. Удивительно,
что резиночки для прижима сигарет
были как новенькие и абсолютно не
потеряли упругость, хотя прошло
уже столько лет! Были еще 3 ста-
канчика из легкого белого металла,
но после недавнего ремонта своей
квартиры Юрий Николаевич их
найти сразу не смог.
Андреев сказал, что помимо
этих вещей еще были действующий
компас и трехцветный фонарик, но
его сыновья, которым сейчас около
30 лет, им давно уже «приделали
ноги».
Из газеты «Красная звезда» от
24 июня 1941 года
:
«В ночь на 23 июня наблюдатели
зенитной батареи младшего лейте-
нанта Пимченкова заметили вра-
жеский бомбардировщик, летевший
по направлению к Ленинграду. Через
мгновение батарея дала по самолету
первый залп. Снаряды разорвались у
самой машины.
Четвертым залпом бомбарди-
ровщик был подожжен и стал резко
терять высоту. Вскоре он упал за
деревьями. Младший лейтенант
Пимченков записал в свой дневник:
“23 июня в 1 час 40 минут сбит вра-
жеский бомбардировщик № 1”.
Через несколько минут бойцы
Ы-ской части захватили четырех
немецких летчиков: одного офицера
и трех унтер-офицеров».
В найденных мной публика-
циях это событие описывалось
по-разному. Собранные сведения
о месте падения самолета и о судь-
бе его экипажа зачастую были
взаимоисключающими. Так, в книге
Смелякова Н. В., Иванова В. Г., Бу-
рова А. В. «Часовые ленинградского
неба» (Л., 1968. С. 27) сказано: «.
..
Подбитый “Юнкерс” загорелся, и
немецкий летчик был вынужден
посадить машину неподалеку от
огневой позиции батареи. Из по-
кореженного бомбардировщика
выбрались раненые члены экипажа
- офицер и три унтер-офицера. Они
послушно подняли руки.
..».
Но, глядя на фотографию, труд-
но поверить, что после такого «при-
земления» из-под груды обломков
кто-то мог выбраться живым. Для
того чтобы разобраться в этом
противоречии, я обратился за по-
мощью к заведующей библиотекой
поселка Песочный Зое Николаевне
Журба и узнал, что в поселке живет
очевидец падения немецкого бом-
бардировщика Юрий Александро-
вич Сергеев.
Р а с с к а з ы в а е т Ю . А . С ер геев :
«В ночь 23 июня 1941 года мы
стояли с приятелем на углу Ленин-
градской и Советской и наблюда-
ли за колонной красноармейцев,
идущих в сторону Белоострова.
Возвратившись домой, я поднялся
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 61 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст