Политуправлении Ленинградского
фронта.
По словам моего тестя, в пер-
вые дни войны для усиления со-
става Политуправления фронта
при решении задач по подъему
боевого духа бойцов и командиров
Красной Армии, а также мирного
населения, в него были направлены
ленинградские деятели культуры
(писатели, художники, режиссеры
и др.). Среди них был кинорежиссер
Сергей Аполлинариевич Герасимов,
с которым старшему политруку
Л. Б. Маргулису пришлось служить
вместе.
В июне 1941 года С. А. Гера-
симов заканчивал съемки фильма
«Маскарад». Роль неизвестного
предстояло сыграть Олегу Жакову.
Массовка собралась и была
уже отрепетирована. Жаков, после
первой же попытки сыграть роль
неизвестного, написанную в стихах,
а он их, “проклятых” (по словам
Жакова), никогда не любил, кате-
горически отказался участвовать в
стихах.
Обращаясь к Герасимову, Жаков
сказал: “Слушай, сыграй сам, ну, ей-
богу, у тебя все выйдет!” Отступать
было некуда, и С. А. Герасимов со-
гласился. В гримерной наспех тупой
бритвой ему сняли усы, наспех сде-
лали грим, он надел костюм Жакова
и вышел играть».
И з в о с п о м и н а н и й А . С . Г е р а -
с и м о в а (п о к н и ге С . А . Г е р а с и м о в а
« А в т о б и о г р а ф и ч е с к и й о ч е р к » .
М , 1 9 6 5 ).
«...Теперь мне предстояло в
жалком бритом виде предстать
перед Макаровой (артистка, жена
Герасимова).
.. Для смягчения уда-
локада Ленинграда
ра гример наклеил мне временные
усики наподобие моих натуральных.
Так я проходил в них целый день,
подготавливая Тамару к неизбеж-
ной потере.
А за обедом снял усы. Впечат-
ление было ужасающим. Мы за-
кончили “Маскарад” в субботу, 21
июня 1941 года. А на другой день, в
воскресенье, в 12 часов была назна-
чена официальная сдача фильма в
просмотровом зале студии лермон-
товской юбилейной комиссии, во
главе которой стоял А. А. Жданов.
Естественно, что все мы собрались
загодя. Но наступило двенадцать
часов, четверть первого - никто из
комиссии не появлялся. Но вот в по-
ловине первого кто-то из ленфиль-
мовцев, запыхавшись, заглянул в
переполненный зал: “Товарищи,
выходите все во двор. Сейчас по
радио будет правительственное
сообщение”. И через несколько
минут все мы собравшиеся во дворе
“Ленфильма” услышали о том, что
началась Великая Отечественная
война.
В первый же день мы как-то
даже забыли о картине. Но потом
все же, по решению дирекции, от-
правились в Москву, чтобы сдать
ее Комитету по делам кинемато-
графии. Но и в Москве было совсем
уж не до этого. По-моему, фильм
даже никто и не просмотрел, кроме
М. И. Ромма, который был в то время
начальником Главного управления
по производству художественных
фильмов. Мы сидели с ним вдвоем
в просмотровом зале, и обоим нам
было необыкновенно странно смо-
треть на экран, где протекала жизнь
словно бы в каком-то совсем ином
измерении.
После просмотра Ромм мол-
ча пожал мне руку, потом мы
поехали к нему обедать, а вечером
вместе отправились в Ленинград
с тем, чтобы как-то определить
дальнейшую судьбу “Ленфиль-
ма”. События развертывались
таким образом, что предстояла,
по-видимому, срочная эвакуация
студии на восток.
На пути в Ленинград, в Боло-
гом, мы попали под первую бом-
бардировку. Поезд, норовя уйти от
немецких самолетов, маневрировал
на путях. Необстрелянные еще
пассажиры выбегали из вагонов,
не зная, как следует вести себя в
подобных случаях! И некоторые
так и не успели вернуться обратно,
когда поезд, вдруг развив с места
максимальную скорость, ушел со
станции. Не доезжая до Любани, он
остановился. Пассажиры выскаки-
вали из вагонов, показывая куда-то
вправо. А там уже собралась толпа
вокруг упавшего полусожженного
“Юнкерса”. Молча смотрели люди
на разбитую машину, вокруг ко-
торой ходили наши зенитчики, на
черные кресты и свастику на желтом
брюхе самолета, на трех убитых
немецких летчиков, лежавших тут
же, неподалеку.
.. Это было первое и
вследствие этого наиболее прямое
и сильное впечатление от войны,
шагнувшей прямо в глубь страны.
Потом все молча пошли к вагонам, и
без всяких сигналов поезд двинулся
дальше».
Сведения о том эпизоде начала
войны, как видно из воспоминаний,
очень противоречивы. Но чем даль-
ше от нас война, тем дороже нам
даже самые небольшие фрагменты
истории.
66
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 65 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст