М
узеи Петербурга
Ж и зн ь на Земле.
Государственный муЗей этнографии
Н. А. Нарышкина-Прокудина-Горская
Здесь, в стенах этого величавого, напоминающего античный храм музея, дух народов обитает вечно живой.
Складывается впечатление, что ты обошел «где в кибитке, где пешком» всю землю от снежного севера до знойного
юга, от Балтики до Камчатки. Побывал в домах, избах и юртах, познакомился с их обитателями, их традициями
и художественными ремеслами.
Государственный музей этнографии в Петербурге поражает богатством и многообразием подлинных вещей
быта, традиций, обрядов народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза. Само слово «этнос»
дошло до нас из Древней Греции и означает «народ».
74
Государственный музей этнографии народов СССР
Музей этот размещается в спе-
циально выстроенном для него
здании. Постройка началась по
проекту архитектора В. Свиньина
в 1903 году. Внучка архитектора
рассказывала на встрече в Доме уче-
ных, как трудно шло строительство,
приходилось многое преодолевать.
Кабинет архитектора в его собствен-
ной квартире был завален материа-
лами, чертежами, проектами; да и
вся семья жила на одном дыхании:
здание рядом с Русским музеем
должно быть в ансамбле с ним и в то
же время иметь свое архитектурное
лицо. Эта нелегкая задача была за-
вершена к 1910 году, но внутренняя
отделка залов и их оборудование
для хранения экспонатов продол-
жались еще многие годы.
Вход в музей, аванзал и огром-
ный в 1000 квадратных метров Мра-
морный зал оформлен торжествен-
но, как приглашение к путешествию
по землям России и ее ближайших
соседей. Стены зала облицованы
олонецким розовым мрамором,
опоясаны многофигурной рельеф-
ной лентой «Народы России».
Мебель и экспозиционное обо-
рудование были изготовлены специ-
ально для этих помещений, с уже из-
вестными размерами и освещением.
Поначалу штат музея был очень
невелик, и организаторы музея при-
влекали к сотрудничеству, к сбору
материалов всех откликнувшихся
на благое дело любителей старины,
местную интеллигенцию, учителей,
врачей, коллекционеров. Люди,
которые любили и понимали свою
землю, открыли для нас многие,
казалось бы, неведомые или уже
забытые ее тайны.
Известный этнограф и просве-
титель мордовского народа Макар
Евсевьев собрал по просьбе музея
коллекцию, просистематизировал
ее и проаннотировал.
Народный учитель Матвей
Хангалов помогал музею в изучении
этнографии бурят.
Михаил Зандукели, тогда сту-
дент Московского университета, со-
брал в отдаленных горных районах
Кавказа и Батумском округе около
400 образцов национальной одежды
аджарцев, лазов, хевсур и др.
Деятель рабочего движения
Феликс Кон вошел в историю
отечественной этнографии как ис-
следователь народов Сибири, где в
1884-1904 годах он отбывал ссылку.
Им были собраны предметы быта
тувинцев и качинцев (хакасов).
Известный специалист по язы-
ку якутов политический ссыльный
Эдуард Пекарский собирал для
музея предметы материальной
культуры якутов, коряков, тунгусов
(эвенков).
Путешественник, ученый, пи-
сатель Владимир Арсеньев, книга
которого «Дерсу Узала» пользуется
широкой известностью, передал
музею собранную им коллекцию
по этнографии народов Дальнего
Востока - удэ, орочей, гольдов (на-
найцев).
Археолог, этнограф и антро-
полог Сергей Руденко начал со-
бирательскую деятельность еще
студентом. В результате многих
экспедиций он собрал и приобрел
около 8000 предметов по этногра-
фии башкир, остяков (хантов), во-
гулов (манси) и некоторых других
народов.
Этот далеко не полный список
дает яркое представление о том, как
вдохновенная энергетика любите-
лей, знатоков и коллекционеров
находила продолжение в экспози-
ции музея.
Большая часть фондов музеев
получена в дар. Художник Констан-
тин Долматов передал музею свою
коллекцию русского народного
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 73 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 75 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст