М
узеи Петербурга
ми» от нечистой силы, с рогатыми
шапками.
К раритетам экспозиции отно-
сятся орнаментированная одежда
из рыбьих кож Сибири и Приаму-
рья; чукотская одежда-камлейки
- верхняя непромокаемая одежда,
сшитая из кишок морского зверя и
украшенная птичьими клювами; ру-
бахи хантов из крапивного полотна
с вышивкой шерстяными нитками;
комплекты шаманских костюмов
эвенков, алтайцев, нанайцев.
Привлекают к себе празднич-
ные и обрядовые вещи; мы как будто
участвуем в праздниках Нового
года, ряженья, масленицы и др.
Некоторые вещи говорят о
народных знаниях: деревянные
календари, счетные бирки, «множи-
тельная таблица» русских крестьян,
самодельные безмены, различные
мерки, приборы для предсказания
погоды.
Хранятся даже образцы пикто-
графического (рисуночного) письма
на дереве и бересте народов Севера,
не имевших до первых десятилетий
ХХ века своей письменности.
Коллекция музыкальных ин-
струментов, насчитывающая более
полутора тысяч предметов, дает
Деревянная скульптура «Сретение».
XIX в.
представление о музыкальной жиз-
ни народов нашей страны в XIX -
начале XX века.
Можно увидеть русские гусли,
украинские бандуры, кантеле и
цитры народов Прибалтики, бере-
стяные трубы народов Поволжья,
струнные и ударные инструменты
народов Кавказа и Средней Азии,
шаманские бубны и многое другое.
С XVIII века в России начали
интенсивно развиваться художе-
ственные промыслы. Многие из них
получили мировую известность и
сохраняют свое значение до сих пор.
К ним относятся вышивки. Около
30 000 экземпляров вышитой рус-
ской одежды и полотенец хранится
в музее.
Музейные специалисты только
по одной цветовой гамме могут
определить принадлежность вы-
шивки к той или иной националь-
ной школе. Для северных районов
России характерна бело-красная
цветовая гамма, для южных - мно-
гоцветье.
Белорусские мастера пускали
красную вышивку по белому холсту.
В украинских вышивках левобе-
режья Днепра - светлая гамма, на
Киевщине - красная; в Прикарпатье
оранжево-красная.
Заслуженной славой пользу-
ются вышивки народов Поволжья,
особенно марийская, чувашская,
мордовская, отличающиеся слож-
ной композицией и сгармонирован-
ностью цветов.
Золотое шитье украшало в
основном одежду зажиточных сло-
ев населения, но можно увидеть и
праздничную крестьянскую одежду,
расшитую золотой нитью.
Вышивкой золотой и сере-
бряной нитью славились Кавказ и
Средняя Азия.
Так что, при всем различии на-
циональных школ, чувствуется и
общность художественной техни-
ки, эстетических идеалов народов,
издревле соседствовавших друг с
другом.
Старинное русское кружево
ХVП -ХVШ веков для отделки
одежды дворян и купцов сплетено
из золотых и серебряных нитей, а
для крестьянского костюма - из
льняных и хлопчатобумажных.
Русское кружево плетется на
специальных палочках-коклюшках.
По способу плетения кружево де-
лится на численное - по счету, числу
петель и сколочное, выполняется по
специальным рисункам - узорам,
сколкам. Музей обладает и числен-
ным кружевом из толстых цветных
ниток и тончайшим белоснежным
сколочным.
Представлено и самое знамени-
тое - вологодское кружево.
76
Головной убор шамана.
Конец XIX- начало ХХ вв.
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 75 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 77 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст