М
узеи Петербурга
Куклы «Певица и танцовщица» - театра перчаточных кукол,
«Доктор Батыршин» - народного театра марионеток «Чадыр-Хайель»
(«Шатер призраков»).
Начало ХХ в.
Гордостью музея являются так
же исключительные по мастерству
и художественным достоинствам
русские колокольцовские шали.
Коллекция ковров и ковровых
изделий насчитывает более 800
предметов: ковры Средней Азии,
Кавказа, Молдавии. Редкостью
являются также украинские без-
ворсовые ковры - килимы конца
XVIII - начала XIX века.
Историческую ценность имеют
ковры, в орнамент которых введены
сюжетные мотивы. Например, на
широкой полосе для опоясывания
юрты изображен свадебный кара-
ван; на ковре XVIII века «Аламан»
воспроизведен военный набег; а на
ковровой попоне для верблюда -
бегущие дрофы.
Одним из древних и распростра-
ненных видов народного искусства
является художественная обработка
дерева и бересты. Вот здесь уж «каж-
дое лыко в строку».
Особого внимания требует так
называемая надомная резьба, укра-
шение фасадов деревянных домов
резьбой - и стоят они среди полей и
лесов, как молодушки, кутающиеся
в кружевные шали.
Разнообразна коллекция резной
и расписной деревянной утвари, к
ней относятся многочисленные ков-
ши, солонки, прялки, отличающиеся
лаконичностью, стилизованностью,
крепкой традиционностью и одно-
временно неожиданной оригиналь-
ностью «деревянного» языка.
Какой удивительной художе-
ственной притягательностью об-
ладает каждая из этих вещей! Мы
чувствуем шероховатое дерево,
сопротивление его руке мастера, а
затем полную подвластность ему.
От понимания мастером своего ма-
териала какая плавность, упругость
линий. Как будто песенка звучит,
пастух на дудочке играет. Музыка
все время слышится, какие певучие
линии у всех этих ковшей, ложек,
прялок и детских зыбок.
Не только дерево, его текстура,
но и роспись; цвет тоже поет. Ярко-
красным полыхают птицы и звери
знаменитой мезенской росписи.
Северодвинские сундуки расписа-
ны многофигурными сценками, их
можно в долгие зимние вечера, сидя
дома, рассматривать - как сказку
читать.
Совсем юного посетителя музея
не оставит равнодушным резная
деревянная игрушка. Она издревле
изготавливалась во всех областях
России, богатых лесом. Знамениты
на весь белый свет архангельские,
нижегородские, загорские и бого-
родские игрушки.
В Русском музее некогда был
выставлен огромный резной кит, на
его спине жила целая деревня, пасся
скот, у колодца разговаривали бабы.
Так изобразил свое родное «Бого-
родское» потомственный мастер
Александр Зинин.
Те, для кого народная игрушка -
предмет изучения, утверждают, что
промысел этот уходит в глубь веков.
Резали игрушки из мягкой древеси-
ны - осины или липы. Деревянные,
еще не покрашенные - так назы-
ваемое белье - отвозили в Сергиев
Посад. Там фигурки ярко раскраши-
вали, и расфуфыренные жеманные
барыньки и молодцеватые гусары
быстро находили себе покупателя.
Но и не раскрашенные - «белье» -
всегда пользовались спросом.
Особенность богородской
игрушки - и это делает ее ничем не
заменимой для детишек - движение,
которое достигается прикреплением
фигурок на планках, на балансе или
пружинках.
Знаковой фигурой богород-
ского искусства стали «кузнецы»:
мужик и медведь, сидящие верхом
на планках. Нажмешь на планку:
задвигаются фигурки. Застучат по
наковальне их деревянные моло-
точки.
Рассказывают, что ранних «куз-
нецов» увидел в конце XIX века
на Всемирной вставке в Париже
французский скульптор Огюст
Роден. «Гениальное произведение
народного искусства», - так оценил
богородскую игрушку знаменитый
скульптор, автор монументальной
драматической композиции «Граж-
дане Кале», которая принесла ему
мировую известность.
Хранятся в музее современные
изделия: блюда, шкатулки, подно-
сы, несколько тарелок знаменитого
мастера Юрия Шкрибляка, родо-
начальника техники гуцульской
инкрустации.
Интересна коллекция керамики.
Ранние образцы относятся к началу
XVIII века. Сохраняются все приемы
техники и технология ее изготовле-
77
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 76 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 78 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст