ния, в том числе налеп без гончарного
круга. Диву даешься безудержной
фантазии мастеров, создававших со-
суды декоративного назначения.
Представлены почти все гон-
чарные центры России, Белорус-
сии, Украины, Молдавии. Глядя на
грузинские сосуды, вспоминаешь
картины художника Пиросмани.
В изображенных им грузинских
праздниках, торговых лавочках или
уличных сценках почти всегда фигу-
рирует такой сосуд, придавая особое
«задушевное» настроение всем этим
колоритным сценкам.
Одним из разделов керамики
является керамическая игрушка.
Она представлена всеми знаме-
нитыми центрами: игрушка дым-
ковская, филимоновская, карго-
польская, вятская. Легенда гласит,
что начало местному гончарству и
филимоновской игрушке положил
горшечник Филимон, живший во
времена Ивана Грозного. Расцвету
этого художественного промыс-
ла содействовали большие запа-
сы жирных глин и тощие почвы,
малопригодные для земледелия.
Филимоновские игрушки до сих
пор сохраняют преемственность
ремесла: общий объем, несмотря
на малые размеры, монументален,
и как в подлинно монументальном
произведении (о котором говорил
корифей Ренессанса Микеландже-
ло) в нем нет непропорционально
выступающих, «торчащих частей;
даже если оно покатится с горы,
то детали не обломаются, так оно
компактно». Так должно быть и
в игрушке, и в свистульке: не раз
роняет их ребенок, но «барынька»
в широкой юбке и «руки в боки»
остается невредимой.
Это теперь принято такие ке-
рамические «куколки» ставить в
шкаф за стекло, как произведения
искусства, а первоначально это была
настоящая детская игрушка.
Скатала мастерица глиняный
шарик, надела на указательный
палец, покрутила - и получился
колокол юбки. Белое поле юбки
украшено полосочками, кружочка-
ми; жакетка и шляпка яркие, синие,
узеи Петербурга
красные. Выражение лица барыньки
меняется, если смотреть на нее с
разных точек: снизу, сбоку, в про-
филь. Она то чванливая, заносчивая,
то глуповато-простоватая, а то про
себя посмеивающаяся. Это секреты
искусства ваяния.
Среди самой разнообразной
керамической посуды, где глаза
разбегаются и все одинаково кра-
сиво и диковинно, остановимся
возле продукции Гжеля. Впервые
местечко это упоминалось в духов-
ной грамоте Ивана Калиты 1328
года. Здесь изготовлялась первая на
Руси фарфоровая посуда с легкой
прозеленью.
Синий цвет Гжеля, по которому
мы его продукцию так легко отли-
чаем сегодня, появился в середине
XIX века на фаянсовых изделиях.
И техника изготовления, и форма
сосудов, и цвет - все, казалось, та-
кое традиционное, и в то же время
каждый раз что-то неуловимо новое,
необычное, как будто ускользающее,
но придающее аромат какой-то ред-
кой изысканности этим чуть тяже-
ловатым, «надежным» посудинам.
Одна из современных художниц
Светлана Демидова говорит, что
она и в солнечном свете, и в мор-
ской волне видит будущие оттенки
сине-голубого гжельского перелива.
Видит, ищет, находит и воплощает в
изделие. Старается обогатить новым
сюжетом. Так «неожиданно» на кры-
шечке масленки появился котенок.
Что ж, где же ему еще и примостить-
ся. Творческая находка!
Не только керамика, но и ху-
дожественная обработка металла
имеет давнюю историю. С XVII
века художественные изделия сви-
детельствуют о быте, нравах и вкусе
кузнечной работы: светцы, ларцы,
братины, замочки со всевозможны-
ми секретами. Не один «левша» тут
потрудился.
Оригинальной отделкой ме-
талла на Руси славится Великий
Устюг, село Красное-на-Волге*, где
расцвела техника филиграни.
В Ярославской области кружево
«плели» из металла в так называе-
мой технике финифти.
78
* В тридцати километрах от Костромы. -
Ред.
Металлические ювелирные
изделия Прибалтики не могут не
покорять модниц: цепочки разноо-
бразного плетения с вставками из
янтаря, сверкающими, как солнце.
Металл холодного оружия,
украшенный изысканным узором
насечкой, чернью, позолотой, дра-
гоценными и полудрагоценными
камнями, - гордость мастеров Да-
гестана.
Производством художественных
изделий из бивня мамонта и моржо-
вого клыка традиционно занимались
на русском Севере. Толстый мор-
жовый клык под резцом художника
превращается в тончайшее ажурное
кружево, в которое включается ре-
льефное изображение. Прекрасна
коллекция гравированных моржовых
клыков искусной старинной и совре-
менной работы чукотских и эскимос-
ских камнерезов. В редкой технике
цветной гравировки выполнены
сложные жанровые и фольклорные
композиции.
Богатство и разнообразие кол-
лекций музея помогает посетителям
получить представление о быте и
культуре не только их народа, но
истории и культуры других народов,
живущих рядом, на одной планете
Земля.
Постоянно проводятся вы-
ставки новых этнографических
материалов.
Музей помогает при создании
исторических кинокартин, теа-
тральных постановок и телевизион-
ных сериалов.
Побывав здесь, можно не только
познакомиться с художественными
промыслами, но и научиться им.
Занятия проводят мастера, они
обучают редким видам плетения, вя-
зания, аппликатирования, засечки,
резьбы, чернения и т. д.
Приходят сюда не только взрос-
лые. Совсем маленькие дети и те,
кто постарше, каждое воскресенье
учатся здесь декоративной роспи-
си, плетению корзин и многому
другому. Так ближе и понятнее
становится им, по их собственным
словам, жизнь наших прабабушек
и прадедушек.
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 77 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст