уша Петербурга
Д . Я. Северюхин
Порядок уіреф денпя
от
'
" о б щ е с т в
В
старом
П е
Дворец княгини Юсуповой, Литейный пр., д. 42.
Худ. Н. И. Шарф
С конца 1850-х годов худож-
никами Петербурга неоднократно
предпринимались попытки создать
профессиональное объединение, не-
зависимое от воли Императорской
Академии художеств, равно как и от
официозного Общества поощрения
художников. Эти попытки далеко
не всегда оказывались успешными.
Так, задуманное в 1857/1858 годах
группой академической молодежи
«Художническое общество» не было
разрешено властями из опасения,
что оно «может рано или поздно
принять направление вредное»1.
Зародившиеся несколько ранее
«Рисовальные вечера по пятницам»
(«Академические пятницы») были в
1863 году закрыты по решению вел.
кн. Марии Николаевны2. Учрежден-
ный в 1865 году Клуб художников
(Санкт-Петербургское собрание
художников) был в 1877 году за-
крыт высочайшим повелением по
представлению градоначальника
Ф. Ф. Трепова3. Санкт-Петербургская
Артель художников, официально
учрежденная в том же 1865 году,
просуществовала всего несколько
лет, оставшись в истории явлением
скорее общественного, нежели ху-
дожественного значения.
В то же время деятельность
созданного в 1870 году Товарище-
ства передвижных художествен-
ных выставок (ТПХВ) не только
в значительной мере поколебала
монопольное положение Академии
художеств, но и стала убедительным
примером успешной самооргани-
зации художников. По образу или,
по крайней мере, с учетом опыта
ТПХВ были основаны Общество
выставок художественных произ-
ведений (1874-1884), Общество
русских акварелистов (1880-1918)
и С.-Петербургское общество ху-
дожников (1890-1918).
В дальнейшем растущая ди-
намика художественной жизни
С.-Петербурга привела к созданию
многих независимых художествен-
ных объединений - обществ, това-
риществ, союзов, кружков, которые
становились проводниками декла-
рируемых в той или иной форме
идейно-эстетических программ.
Важнейшей функцией большинства
из них являлось содействие сбыту
художественных произведений, что
обеспечивало материальное благо-
получие их членов. Коммерческие
интересы в значительной степени
служили объединяющим фактором,
во многом определяли и сам состав
художественных объединений, и их
выставочную программу. Объеди-
нения становились неотъемлемой
частью структуры художественного
рынка, играли роль организатора
и регулятора рыночных отноше-
ний. Почти все художники были
связаны с каким-либо объедине-
нием, а основные возможности для
публичного показа и сбыта своих
произведений им открывались на
периодически устраиваемых кол-
лективных выставках. Деятельность
художественных объединений,
впрочем, не ограничивалась ком-
мерцией - они проводили клубные
мероприятия, нередко вели учебно-
образовательную, музейную, изда-
тельскую и просветительскую рабо-
ту, занимались благотворительной
деятельностью.
Одновременно с ростом числа,
разнообразия и влияния художе-
ственных объединений развивалась
и соответствующая законодатель-
ная база, упрощался и становился
более либеральным порядок их
регистрации. Если первоначально
вопрос об открытии того или иного
художественного объединения ре-
шался по представлению высших
сановников самим императором, то
в 1860-е годы он был всецело отдан
в ведение Министерства внутрен-
них дел, а с 1871 года - местного
Градоначальства. К началу же ХХ
столетия регистрация обществ по
79
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 78 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст