уша Петербурга
гласно указанию Библии (Исх., 31),
первый еврей художник-строитель
<...>». В прилагаемом проекте устава
значилась цель общества: «изучать
и развивать проявления еврейского
художественного творчества в об-
ласти изобразительного искусства
(скульптура, ваяние, живопись,
архитектура), а также содействовать
развитию еврейских художествен-
ных школ и промышленности в
Палестине». Для осуществления
этой цели общество: «1). Соби-
рает и разрабатывает материалы
по истории еврейского искусства
и издает в свет произведения как
своих членов, так и посторонних
лиц, посвященные еврейскому
искусству и художественной про-
мышленности; 2). Принимает меры
к ознакомлению широких кругов
общества с произведениями еврей-
ского искусства путем устройства
рефератов, публичных чтений и со-
беседований по вопросам искусства;
3). Устраивает музеи и выставки
произведений еврейских художни-
ков; 4). Оказывает материальную
поддержку еврейским художникам;
5). Оказывает материальную под-
держку еврейским художественно-
промышленным школам»7.
1 марта Особое присутствие отка-
зало просителям «ввиду неопределен-
ности цели общества», а также в связи
с тем, что проект устава предполагал
особый статус членов-сотрудников,
членские взносы для которых были
«не обязательны», - это противо-
речило нормам вышеупомянутого
Постановления, которое требовало
определенность в уплате членских
взносов. 7 июня того же года учреди-
тели общества повторили попытку
его регистрации, видоизменив проект
устава - из формулировки цели об-
щества были исключены слова «<.
..>
содействовать развитию еврейских
художественных школ и промышлен-
ности в Палестине». Членский взнос
для членов-сотрудников определялся
теперь в размере не менее 1 рубля в
год. На этот раз вопрос был решен
положительно, и 17 июня общество
«Бецалел» было внесено в реестр
обществ и союзов. В дальнейшем его
деятельность сводилась к камерным
литературно-художественным со-
браниям, которые проводились на
квартирах участников. В 1915 году не-
которые члены общества «Бецалел»
участвовали в создании Еврейского
общества поощрения художеств.
22 апреля 1911 года Особое
присутствие рассматривало про-
шение о регистрации «Общества
единого искусства», основанного по
инициативе художника и военного
медика Н. И. Кульбина, режиссе-
ра Н. Н. Евреинова, композитора
А. Н. Дроздова и юриста М. Г. Сыр-
кина, при участии проф. Л. А. Ильи-
на, архитекторов В. С. Карповича и
Н. М. Проскурина. Целью общества
значилось «объединение всех форм
искусства, искание и последова-
тельное проведение в жизнь начал
красоты». С этой целью общество
планировало устраивать «чтения,
беседы, публичные лекции, спектак-
ли, музыкальные, литературные и
художественные вечера, концерты,
балы, курсы, конкурсы, музеи, вы-
ставки, специальные библиотеки,
оркестры, хоры, группы оперных
драматических, оперных и балетных
артистов, студии»; предполагалось
«также устраивать свои помещения,
буфеты, столовые, клубы и т. д.»8.
В регистрации этого обще-
ства было отказано на следующих
основаниях: во-первых, потому, что
проект его устава не имел «ясности
и определенности»; во-вторых,
потому, что он предполагал при-
вилегированное положение членов-
учредителей, тогда как по закону
неравенство членов в обществе не
допускалось; в-третьих, потому, что
проект предполагал возможность
уплаты членских взносов своими
произведениями, тогда как в уставе
полагалось четко указывать размер
членского взноса и порядок его
уплаты9.
Осенью 1912 года по инициа-
тиве Н. И. Кульбина и М. Л. Бонди
была предпринята попытка орга-
низовать общество со сходными
целями под названием «Зритель».
Толчком к созданию общества по-
служила организация секции «Во-
просы эстетики и истории искусств»
на Всероссийском съезде художни-
ков, проходившем в декабре 1911 -
январе 1912 года. «Художественно-
педагогический журнал» писал:
«Цель общества - соединение не
художников и лиц, посвятивших
себя искусству, а объединение “зри-
телей”, этих, своего рода, “потреби-
телей” искусства. Для достижения
этого общество “Зритель” предпо-
лагает устраивать музыкальные и
литературные вечера, коллективные
осмотры сокровищ искусства в Рос-
сии и за границей, экскурсии для
ознакомления с мировой жизнью
искусства, лекции и т. д. Кроме того,
одним из главнейших намеченных
к осуществлению намерений обще-
ства является содействие введению
искусства в систему воспитания
и широкая пропаганда искусства
в массах путем проведения начал
красоты и искусства в современный
быт»10. Это общество так же не уда-
лось официально зарегистрировать
по формальным причинам, однако,
в 1912-1914 годах его члены регу-
лярно проводили на разных квар-
тирах, а также в Соляном городке,
субботние собрания, на которых
заслушивались доклады по широко-
му кругу вопросов истории и теории
искусства11. Видную роль в обще-
стве играл художник и искусствовед
Е. К. Псковитинов и коллекционер
художественных произведений
полковник С. П. Крачковский, с
докладами неоднократно выступал
А. П. Аплаксин.
Отсутствие зарегистрирован-
ного устава не препятствовало и
выставочной деятельности обществ.
Так, устав общества «Мир искус-
ства», поданный на регистрацию
в конце 1910 года, был утвержден
Министерством внутренних дел
только 27 июня 1914 года, когда
общество уже успело провести ряд
выставок в Петербурге, Москве,
Киеве и Праге. «Художественно-
педагогический журнал» сообщал
за год до того: «Комитет общества
“Мир искусства” возбудил в третий
раз ходатайство о разрешении уста-
ва общества. В первый раз ходатай-
ство было отклонено главным при-
сутствием об обществах и союзах,
а во второй раз - Министерством
торговли и промышленности. Оба
раза ходатайство было отклонено в
виду того, что оно было возбуждено
не перед надлежащим ведомством.
В третий раз комитет общества
“Мир искусства” отправил свое
ходатайство в Министерство Двора.
На днях устав общества был пред-
ставлен Министерством Двора на
заключение Академии художеств.
Устав был рассмотрен Советом,
члены которого признали его впол-
не удовлетворительным»12. Журнал
«Аполлон» писал об этой коллизии
в конце 1913 года: «<.
..> удивитель-
ный курьез происходит с утвержде-
нием устава общества, одобренного
Академией художеств. Ни Главное
81
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 80 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст