уша Петербурга
82
присутствие об обществах и союзах,
ни Министерство Внутренних Дел,
ни Министерство Императорского
Двора не соглашаются утвердить
его по “неподведомственности”.
Остается Министерство Торговли и
Промышленности, но ведь и оттуда
могут послать куда-нибудь еще.
Не символично ли это скитание по
министерствам для представителей
нашего искусства?»13.
30
июля
1915
года
О со-
бое присутствие вернуло на до-
работку устав художественного
общества «Искусство для всех»,
учредителями которого выступили
Н. А. Бучинская (Тэффи), А. Ф. Гауш,
Ф. Ф. Зелинский, К. А. Сюннер-
берг, Ф. К. Тетерников (Сологуб) и
А. Н. Тетерникова (Чеботаревская).
Это общество ставило целью «содей-
ствие успехам в развитии искусства
в России, объединение любителей и
ревнителей всех отраслей искусства
на почве служения истинному ис-
кусству, а также распространение
искусств в широких массах населе-
ния». Основанием для отклонения
устава стало зафиксированное в
нем привилегированное положение
учредителей, а также отсутствие
указания на район действия обще-
ства, порядок уплаты взносов и вре-
мя созыва общего собрания. При
повторном обращении учредителей
общество было зарегистрировано 10
ноября того же года, однако, его дея-
тельность в дальнейшем ограничи-
лась клубными собраниями в доме
Гауша (Английская наб., 74)14.
Еще более редкими были случаи
закрытия художественных обществ.
Вот один любопытный пример.
10 сентября 1906 года состоялось
учредительное собрание общества
под названием «Общественное
собрание художников и архитекто-
ров». Учредителями общества стали
художник и коммерсант П. Д. Ауэр,
живописцы и графики К. А. Вещи-
лов, И. И. Мацкевич, И. Ф. Нико-
нов, А. С. Славцев, М. И. Хейлик
и О. А. Шарлемань, архитекторы-
художники И. П. Володихин,
Л. И. Катонин и И. Е. Никифоров,
а также литератор С. Г. Никола-
ев, который поначалу исполнял
роль председателя. Целью обще-
ства провозглашалось: «доставить
членам своим, проживающим в
С.-Петербурге, их семействам и
гостям возможность проводить сво-
бодное от занятий время с приятно-
стью и пользою, а также возбуждать
и поддерживать интерес к задачам
и целям искусства художников и
архитекторов». С этой целью пред-
полагалось «устраивать для своих
членов и их гостей экскурсии, празд-
ники, упражнения и состязания-
конкурсы в искусстве художников
и архитекторов, выставки искусств,
балы, маскарады, танцы, музыкаль-
ные и литературные вечера, драма-
тические представления, различные
игры, как то: в карты, домино,
шашки, на бильярде, бикс, кегли
и т. д., выписывать книги, газеты,
периодические издания, а также
приглашать представителей раз-
ных наук и искусств, художников,
архитекторов для чтения лекций
и практических занятий, которые
служили бы к распространению
между членами и гостями Собрания
полезных сведений»15. В проекте
устава содержался специальный
параграф об играх и подробно из-
лагались правила устройства со-
браний, которые, в частности, пред-
полагали следующее: пребывание в
залах собрания разрешалось только
до 2 часов пополуночи, оставшиеся
же позже облагались штрафами в
пользу общества по установленной
прогрессивной шкале.
При рассмотрении прошения
Особое присутствие сначала отка-
зало в регистрации общества, ввиду
того, что учредители не завизиро-
вали свои подписи нотариально.
Однако 25 ноября 1906 года после-
довало новое прошение, и 6 марта
1907 года «Общественное собрание
художников и архитекторов» было
внесено в реестр обществ и союзов.
Первоначально мероприятия
общества проходили на квартире
Володихина (Васильевский остров,
Средний проспект, 9), в 1908 году -
в доме камергера Шебеко (бывший
фон Дервизов) на Галерной улице,
33, с января 1909 года - в доме
Гортонга на набережной Мойки,
61 (зал Кононова, где до начала
1880-х годов проводились публич-
ные мероприятия Петербургского
собрания художников). К началу
1910 года общество насчитывало
более 340 членов, среди которых
было немало известных лиц. В Со-
вет старшин и ревизионную комис-
сию общества входили художники
Я. И. Бровар, Н. И. Верхотуров,
В. И. Навозов, В. П. Овсянников,
А. Р. Эберлинг, литераторы А. П. Бо-
гачев, Н. Н. Брешко-Брешковский и
А. А. Ярошенко, актер В. В. Чиколи-
ни (Тальзати), гр. Н. Н. де Рошфор и
др.; председателем Совета старшин
был избран популярный журналист
и художник Н. И. Кравченко.
Между тем, «Общественное
собрание художников и архитек-
торов» постепенно превращалось
в игорный клуб, причем, вопреки
закрепленному в уставе ограниче-
нию, преимущественно - в ночной
клуб. Нарушения устава общества
неоднократно обнаруживались по-
лицейскими проверками. 17 декабря
1908 года из департамента полиции
последовало нижеследующее от-
ношение Петербургскому градо-
начальнику: «По полученным в
Департаменте Полиции сведениям,
вербовка в члены собрания произ-
водится путем рассылки по разным
притонам бланков заявлений. <.
..>
В виду сего Департамент Полиции
просит Ваше Превосходитель-
ство не отказать обратить внима-
ние на направление деятельности
означенного клуба и вместе с тем
распорядиться выяснением дей-
ствительных его руководителей и о
последующем уведомить»16. Указан-
ный способ вербовки противоречил
уставу, который предполагал прием
в общество на основании рекомен-
дации двух действительных членов
общества по баллотировке простым
большинством присутствующих на
собрании.
31 марта 1910 года на имя
С.-Петербургского градоначальника
была отправлена анонимная записка
(за подписью «Одна из несчастных»)
следующего содержания: «Ваше
Превосходительство! Когда же, на-
конец, Вы закроете существующие
в центре столицы эти два игорных
притона <.
..>, где маленькая кучка
антрепренеров обирает несчастную
публику: 1). Театральный клуб,
от которого Союз драматических
писателей отказался; 2). Клуб ху-
дожников и архитекторов на Мойке
в зале Кононова. Ведь жены и дети
ждут этого события и молятся о
Вашем здравии»17. Состоявшаяся
27 апреля 1910 в 3 часа 30 минут
полицейская проверка обнаружила
в зале общества два стола для игры
в макао (популярной в то время
азартной карточной игры), в кото-
рой участвовало 32 человека, а на
столах - деньги. Спустя три дня, на
основании соответствующих статей
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 81 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 83 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст