уша Петербурга
Устава о предупреждении и пресече-
нии преступлений, общество было
закрыто по распоряжению градона-
чальника Д. В. Драчевского18.
В конце 1913 года Министер-
ство внутренних дел подготови-
ло законопроект об обществах и
союзах, в основу которого легли
положения «Временных правил»,
что практически не изменило по-
рядок регистрации обществ19. В
конце 1916 года этот законопроект
был вновь переработан. В новой
редакции предполагалась уголов-
ная ответственность для лиц, уча-
ствующих в союзе или обществе
и заведомо знающих, что таковое
преследует «цели, противные зако-
ну и несогласные с требованиями
общественной нравственности»,
или же политические цели, - на-
казанием в этих случаях должно
было стать заключение в крепости
на срок не свыше 1 года или заклю-
чение в тюрьме20.
Петроградское особое городское
по делам об обществах присутствие
было упразднено распоряжением
Временного правительства от 21
мая 1917 года. В то время шла ак-
тивная работа по созданию Союза
деятелей искусств (СДИ), который
включил около 200 коллективных
членов - художественных учрежде-
ний, обществ и групп. Некоторые из
них имели давнюю историю и сло-
жившуюся репутацию, другие же,
пользуясь моментом, создавались
наспех, ради представительства
в СДИ, который претендовал на
ведущую роль в организации ху-
дожественной жизни обновленной
России21.
С приходом к власти большеви-
ков обязательность государственной
регистрации и отчетности художе-
ственных обществ была восстанов-
лена. Опубликованные 12 сентября
1918 года за подписью председателя
Совета Комиссаров Союза Коммун
Северной Области Г. Е. Зиновьева
«Правила об обществах и собра-
ниях» гласили: «Все общества,
союзы и единения на территории
Союза Коммун Северной Области
- политические, экономические,
художественные, религиозные и
т. п. обязаны зарегистрироваться
в соответствующих советах раб.
[очих], крест.[ьянских], красн.[оар-
мейских] и матросских депутатов
или в комитетах деревенской бед-
ноты. 2) При регистрации должны
быть доставлены: устав общества,
список имен и адресов членов,
входящих в общество в момент
регистрации. 3) Все книги, записи,
протоколы обществ должны быть
открыты для ревизии органами
Советской власти. 4) Обо всех пу-
бличных собраниях, заседаниях и
собеседованиях должно быть забла-
говременно, не позже, чем за 3 дня,
заявлено в соответствующие Сове-
ты или Комитеты бедноты. 5) Вся-
кие собрания должны быть открыты
для представителей Советской
власти, каковыми считаются пред-
ставители центральных и районных
Советов и Комитетов бедноты и
Комендатур революционной охра-
ны. 6) Наблюдение за выполнением
настоящих правил возлагается на
соответствующие местные Советы
и Комитеты бедноты и Комендату-
ры революционной охраны. 7) Все
общества и собрания, не выполнив-
шие настоящих правил, будут счи-
таться контр-революционными и
как таковые, будут преследоваться.
8) Настоящие правила вступают в
силу со дня их распубликования»22.
Общества, не прошедшие перереги-
страцию по новому законодатель-
ству (в их числе художественные
общества с давней историей: «Мюс-
саровские понедельники», Первый
дамский художественный кружок,
Общество русских акварелистов),
автоматически прекращали своё су-
ществование. При этом как старым,
так и новообразованным обществам
потребовалось приспосабливаться
к новой политической и экономи-
ческой реальности23. Последняя
точка в этом вопросе, как известно,
была поставлена постановлени-
ем ЦК ВКП(б) «О перестройке
литературно-художественных
организаций» от 23 апреля 1932
года, пресекавшим деятельность
всех независимых творческих
объединений.
1
Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. «Художническое общество» в С.-Петербурге.
История в документах / / Невский архив: Историко-краеведческий сб. Вып. 3. СПб.,
1997. С. 434-448.
2
Северюхин Д. Я. Пятницы русских художников / / То же. Вып. VII. СПб., 2006.
С. 393-404.
3 Лейкинд О. Л., Северюхин Д. Я. Санкт-Петербургское собрание художников:
История в документах / / То же. Вып. VIII. СПб., 2008 (в печати).
4 Устав Нового общества художников. СПб., 1904. С. 2.
5 ЦГИА СПб. Ф. 253. Оп. 3. Д. 3467. Л. 1.
6 ПСЗРИ. Собр. 3. Т. XXVI. Отд. I (1906). СПб., 1909.
7 ЦГИА СПб. Ф. 287. Оп. 1. Д. 69. Л. 1-47. [Дело общества «Бецалел»]
8 ЦГИА СПб. Ф. 287. Оп. 1. Д. 236. Л. 2, 10; см. также: Современное слово. 1911.
26 февр.; Известия Общества преподавателей графических искусств. 1911. № 3. С. 104.
9 ЦГИА СПб. Ф. 287. Оп. 1. Д. 236. Л. 16.
10 Хроника / / Художественно-педагогический журнал. 1912. № 8. С. 121.
11 Художественно-педагогический журнал. 1914. № 10. С. 156; Против течения. 1912.
1 дек.; Аполлон. 1914. № 1/2. С. 134; Речь. 1914. 14 марта (№ 71). С. 5; 15 апр. (№ 1010).
С. 5.
12 Художественно-педагогический журнал. 1913. № 21. С. 331.
13 Аполлон. 1913. № 10. С. 72-73.
14 ЦГИА СПб. Ф. 287. Оп. 1. Д. 364. Л. 1-40; см. также: Аполлон. 1916. № 1. С. 36.
15 ЦГИА СПб. Ф. 287. Оп. 1. Д. 28 Л. 1-105 (Дело об Общественном собрании ху-
дожников и архитекторов); Устав Общественного собрания художников и архитекторов
в С.-Петербурге. СПб., 1907.
16 Указ. дело. Л. 80.
17 Там же. Л. 99; упомянутый Театральный клуб располагался в доме кн. Юсуповых
на Литейном проспекте, 42.
18 Там же. Л. 100-105.
19 См., например: Речь. 1914. 1 янв. (№ 1). С. 6-7.
20 Речь. 1916. 18 дек. (№ 348). С. 5.
21 Евсеев М. Ю. Из истории художественной жизни Петрограда в 1917 - начале
1918 гг. / / Проблемы искусствознания и художественной критики. Вып. 2. Л., 1982.
С. 148-182; Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. М.,
1983. С. 85-100, 145-154.
22 Северная Коммуна. 1918. 12 сент. (№ 103); подписи под документом поставили
также комиссар юстиции С. Пилявский и секретарь С. Равич.
23 Подробнее см.: Северюхин Д. Я. «Выставочная проза» Петербурга: Из истории
художественного рынка. СПб., 2003.
83
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 82 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 84 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст