П
,
ригороды
90
неизвестны. Уникален деревянный,
поставленный на высокий гранит-
ный цоколь, дом 14 по 4-й линии,
возведенный в традициях немецко-
австрийской архитектуры рубежа
Х1Х-ХХ веков и известный среди
местных старожилов как «дача
Тухачевского», поскольку до конца
1930-х годов принадлежал извест-
ному советскому военачальнику.
Живописность фасада особняка до-
стигается динамичным сочетанием
объемов здания, многочисленными
башенками разной высоты и очер-
таний, завершавшихся в прежние
времена различными куполами и
островерхими шпилями, подчерки-
вающими вертикальность компо-
зиции, оригинальностью оконных
переплетов, когда традиционное
окно с наличником списано в круг,
чередование выступающих и наобо-
рот утопленных в стену объемов,
сложным ритмом горизонтальных
и вертикальных членений. В этом
здании основные черты «северного
модерна» проявились с наибольшей
выразительностью и определен-
ностью. Расположенный напротив
него дом (4-я линия, д. 15) также
относится к стилю модерн. Однако в
нем черты господствовавшего тогда
архитектурного стиля выражены
уже не так полно. В нем прогляды-
вают элементы традиционного рус-
ского деревянного зодчества: высо-
кая двускатная кровля с мощными
свесами, поддерживаемая резными
кронштейнами, стены из необшито-
го бруса, большие «лежачие» окна
- все это напоминает традиционную
избушку русских народных сказок.
Черты модерна просматриваются и
в частично сохранившемся доме по
3-й линии, д 16, поставленном на вы-
сокий цоколь из тесаного гранита.
Горизонталь одноэтажного объема
здания разрывается двухэтажной ба-
шенкой с луковичным завершением
и некогда возвышавшимся над ней
шпилем. Центральная двухэтажная
часть этого оригинального, запоми-
нающегося силуэта дома украшена
резьбой, особенно рельефно выде-
ляющейся под широким окном над
мощным гранитным фундаментом.
Резьбой оформлен и вход в здание,
крыльцо которого выполнено в виде
четырехугольной беседки.
В Тарховке на небольшой воз-
вышенности, расположенной в
сторону Разлива (Федотовская до-
рожка, 42), сохранился дом бывшего
Дача на Сосновой ул., 2
председателя общества Приморской
железной дороги П. А. Авенариуса,
перестроенный для него в 1910
году архитектором И. П. Володи-
хиным6 из небольшого бревенча-
того дома прежнего владельца князя
П. Д. Святополк-Мирского, министра
внутренних дел с 1904 года. Обшитый
и оштукатуренный дом производит
впечатление каменного. В нем уже
чувствуется отход от свободной
компоновки объемов, характерной
для модерна, в сторону упорядо-
чения и жесткой регламентации,
свойственных неоклассическому
стилю. Между Тарховской и Раз-
ливом сохранилось еще несколько
дач, построенных в начале ХХ века.
также в стиле модерн. Наиболее
выделяются своей архитектурой
особняк, выстроенный в стиле
средневековых английских замков,
двухэтажная бревенчатая дача (на
Приморском шоссе) с высокой
двускатной кровлей, трехэтажной
угловой шестигранной башней,
увенчанной невысоким шпилем и
выделяющимися на красноватом
фоне здания белоснежными налич-
никами, сохранившими элементы
украшавшей их когда-то резьбы, а
также двухэтажный дом с угловой
шестигранной башенкой, увенчан-
ной восьмигранным фонариком с
шатровым завершением. Привле-
кает внимание и старинная двух-
этажная дачная постройка простой
архитектуры с выделяющейся не-
большой восьмигранной башенкой,
поставленной на четверик, и увен-
чанной высокой кровлей с четырьмя
лучковыми фронтонами.
Очень немного известно о дачах
Белоострова, где их почти совсем
не сохранилось до наших дней. Об
одной из них можно судить по фото-
графии начала ХХ века. Это - дача
Каспари - редактора журнала «Ого-
нек» в предреволюционные годы.
Двухэтажный дом с шестигранной
башенкой, завершающейся высоким
шпилем, и открытыми верандами с
оригинальной расстекловкой, очень
выразительна и необычна по компо-
зиции, а построенный среди зелени
в стиле модерн дом, к которому
ведет березовая аллея, навевает спо-
койствие и умиротворенность.
Не сохранился до наших дней
и железнодорожный вокзал в Бе-
лоострове, сооруженный в 1870 году
по проекту архитектора В. Вестлин-
га, построившего тогда все станции
на Финляндской дороге, которые
(все, кроме белоостровской) вскоре
в начале ХХ века были заменены
каменными. Просуществовавшее
дольше остальных одноэтажное
станционное здание было украшено
скромной пропильной резьбой на
фронтончиках и на наличниках от-
дельных окон мансардного этажа.
К сожалению, деревянные дач-
ные постройки наиболее вырази-
тельных композиций, построенные
в стиле модерн, о которых мы
говорили, если и сохранились до
нашего времени, то в очень ветхом
состоянии. Причем большая часть
их уникальной отделки уже давно
исчезла. Об их былой красоте и
оригинальности, присущей господ-
ствовавшему столетие назад стилю
модерн, можно судить лишь по
редким фотооткрыткам начала ХХ
века, да любительским фотографи-
ям конца того же времени.
1
ЦГИА СПб. Ф. 1015. Оп. 1. Д. 1428.
2
Поплавский Г. В. Собинов в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Л., 1990. С. 236.
3 Ежегодник общества архитекторов-художников. 1910. № 5. С. 118.
4 ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 3. Д. 5163.
5 Там же. Ф. 1015. Оп. 1. Д. 1362.
6 Там же. Ф. 254. Оп. 1. Т. 2. Д. 6117.
История Петербурга. № 3 (43)/2008
предыдущая страница 89 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №43 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст