П
,
ригороды
Финляндию, в город Ярвенпяя.
Церковная жизнь замерла. С прихо-
дом советских войск церковь не вос-
станавливалась»23. В июне 1941 года
началась Великая Отечественная
война. Финляндия вновь получила
эти земли, но и тогда православная
церковь не восстанавливалась.
Правда, скорей всего, это было
связано с тем, что православного
населения в Терийоки в тот период
почти не было.
В 1944 году русские войска
вернулись в Терийоки: церковь
стояла по-прежнему обезглавлен-
ной и пустой. Храм превратили
в продовольственный, а затем в
промтоварный склад, колокольню
оставили разрушенной. В таком
виде церковь простояла до конца
1970-х, когда СССР готовился при-
нять Олимпийские игры. Проезжая
Зеленогорск, председатель Совета
министров А. Н. Косыгин увидел
изувеченный храм. Поскольку пред-
полагалось, что этой же дорогой
будут проезжать многочисленные
зарубежные гости и спортсмены,
он дал указание привести храм в
порядок. Восстановительные ра-
боты начались почти сразу же: был
возведен второй ярус колокольни,
восстановлены купола, на них золо-
тые православные кресты. Однако
внутри церкви по-прежнему оста-
вался склад24.
Затем храм передали Музею
истории Ленинграда, который на-
ходился в Петропавловской кре-
пости. Планировалось разместить
в нем экспозицию «Ленинские
места Карельского перешейка»,
а в подвальных помещениях, где
сейчас размещается трапезная и
Воскресная школа, - кафе25. Но
создать музей не успели - началась
перестройка, по всей стране на-
чалось возрождение религии. Ве-
рующим стали возвращать храмы.
В Зеленогорске вновь образовалась
православная община. Однако на
просьбу верующих вернуть храм в
лоно Русской Православной Церкви
чиновники ответили: «Стройте дру-
гой». Тогда митрополит Алексий II
обратился в Совет министров. На
положительное решение сыграло
и то, что требование поддержала
русская эмиграция в Финляндии. В
1989 году храм был передан Русской
Православной Церкви. Началось
его восстановление. Сейчас церкви
Казанской иконы Божией Матери
Архимандрит Викентий
полностью вернули первоначаль-
ный внешний облик».
Между тем, к сожалению, часть
исторических интерьеров храма
оказалась безвозвратно утеряна. На-
пример, невозможно восстановить
иконостас кисти петербургского
художника Павла Розанова, брата
известного философа Василия Роза-
нова. Тем не менее настоятель храма
архимандрит Викентий (Кузьмин)
вместе с общиной сумел воссоздать
внутреннее убранство. Олеся Ба-
ландина, ученица 11 б класса 450
школы, написала о том, как склады-
вался нынешний церковный инте-
рьер и как здесь появилась главный
храмовый образ - Казанская икона
Божией Матери.
«Как известно, самыми пер-
выми святынями, привезенными
на невские берега строителями и
царской семьей, были иконы. Петр I
перенес в Петербург два образа, вы-
бор которых не был случаен. Одна
из икон, по преданию, семейная
- образ Спаса Нерукотворного,
другая икона Божией Матери в
На восточной стороне храма
находится прекрасная фресковая
картина «Вознесение Иисуса
Христа».
Фотография 2006 г.
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 20 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст