уша Петербурга
26
Е. И. Василёва. Св. бл. Ксения Петербургская с житием.
Икона из храма Божией Матери Всех Скорбящих Радости
(Шпалерная ул., 35а - пр. Чернышевского, 3).
2003-2004 гг.
Елена Ивановна Василёва
(11.01.1965) родилась в Ленингра-
де, окончила кафедру физической
географии факультета географии и
геоэкологии ЛГУ им. А. А. Жданова,
после чего в 1996-1999 годах училась
на православных педагогических
курсах при Санкт-Петербургской
епархии. Определяющую роль в
становлении Елены Василёвой
как художника сыграл Санкт-
Петербургский Православный ин-
ститут религиоведения и церковных
искусств (СПб ПИРиЦИ) при под-
ворье Свято-Введенской Оптиной
пустыни, в котором она прошла
обучение искусству иконописи в
1999-2004 годах. Также влияние на
выбор иконописи как основного на-
правления творчества Елены Ива-
новны, оказали поездка в феврале
1996 г. на Святую землю2 и духовная
поддержка протоиерея Николая
Гурьянова (24.05.1909-24.08.2002) с
острова Залит на Псковском озере.
В настоящее время Е. И. Василёвой
создано более 130 икон, находя-
щихся в храмах Санкт-Петербурга
и пригородов (Гатчина, Пушкин,
Лезье, Сологубовка), а также в част-
ных собраниях России и зарубежья
(США, Украина, Испания, Болга-
рия, Финляндия, Латвия). Иконы
Елены Василёвой неоднократно
экспонировались на выставках,
периодически их можно встретить
в петербургской галерее «Русская
икона».
Несмотря на то что иконопись
является доминирующей в творче-
стве Е. И. Василёвой, свои первые
пробы в области искусства она нача-
ла с керамики3 и росписи оловянной
миниатюры. Возможно, свою роль в
этом сыграли её семейные художе-
ственные корни4.
Перед любым начинающим
иконописцем неизбежно встает
вопрос: что выбрать в качестве
ориентира при создании того или
иного образа. Тем более этот вопрос
актуален сегодня, когда единого
взгляда специалистов на иконопись
нет. Согласно мнению первой, менее
многочисленной группы знатоков,
необходимо продолжить традицию
иконописи XIX - начала XX века,
прерванную революцией. Причем
ориентироваться при этом можно
как на религиозную живопись
(В. М. Васнецов, М. В. Нестеров),
так и на местные художественные
традиции (Мстера, Палех, Холуй).
Представители другого, домини-
рующего направления считают, что
современную икону необходимо
очистить от поздних наслоений,
для чего следует ориентироваться
на древнерусское и византийское
искусство. Преобладание этой
точки зрения, по всей видимости,
связано с тем, что иконы того вре-
мени однозначны и не вызывают
споров относительно того, явля-
ются ли они образ
а
ми или произ-
ведениями светской живописи (как
иконопись XVIII - начала XX века).
Вместе с тем единого мнения нет
и здесь. Если монахиня Иулиания
(М. Н. Соколова, 1899-1981), с име-
нем которой связано возрождение
иконописи в нашей стране в 1950-х
годах, не выделяла какого-либо
одного образца, считая, что «ико-
нописи нужно учиться только через
копирование древних икон, в кото-
рых невидимое явлено в доступных
для нас формах»5, то о. Зинон го-
ворит о совершенно определенных
идеалах. Он отмечает, что «поелику
совершенно утрачены живые духов-
ные традиции, а об уровне нашей
собственной духовности и говорить
не приходится, то и обращаться
к образцам, какие дал, например,
XV век, не имеет смысла. Идти
надо через освоение византийской
иконы. Каждый живописец сегодня
должен пройти тот же путь, который
прошли русские иконописцы после
принятия на Руси христианства»6.
Ориентации на византийскую
и древнерусскую традицию при-
держивается и Е. И. Василёва.
Начав обучение с копирования
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 25 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 27 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст