уша Петербурга
известных иконописных образцов,
Елена Ивановна быстро овладела
стилистическими и техническими
приемами иконописи и довольно
скоро смогла проявлять самостоя-
тельность (насколько это возможно
в рамках канона), перерабатывая
существующие образцы, варьируя
в образ
а
х цвета одеяний, характер
складок одежды, прядей бороды,
прически и т. д., тем самым еще раз
подтверждая, что икона является
единством традиции («от своего же
смышления и по своим догадкам
Божества не писать») и творчества
конкретного мастера, духа времени.
Стремление самостоятельно разра-
батывать сюжет нашло отражение
в дипломной работе Елены Василё-
вой - житийной иконе «Св. бл. Ксе-
ния Петербургская»7. Как отмечает
Н. С. Кутейникова, этот образ явля-
ется фактически «первой попыткой
написать икону св. блж. Ксении Пе-
тербургской с житием»8. Другой,
не менее важной для формирова-
ния новой иконографии работой
стала житийная икона «Св. прав.
Иоанн Кронштадтский»9, выпол-
ненная в сходной с предыдущим
образом манере. Обе работы отме-
чены кропотливым трудом и глу-
боким религиозно-философским
осмыслением биографического
материала, лежащего в их основе.
Подтверждением этому служит
тот факт, что обе иконы были одо-
брены Московской Патриархией
и приняты к серийному воспроиз-
ведению10.
Творчество Е. И. Василёвой
не ограничивается только лишь
отдельными иконами. Среди ее
работ необходимо отметить ряд
ансамблей, созданных для храмов
Петербурга и Ленинградской об-
ласти. Наиболее ранним среди них
являются шесть праздничных икон
для иконостаса собора Покрова
Пресвятой Богородицы в Гатчине
(2004)11. Иконы выполнены в наи-
более предпочитаемом Е. Василёвой
византийском стиле и отличаются
суровой торжественностью и пси-
хологизмом, четкой композицией,
спокойными фронтальными по-
зами, тонкостью, изяществом и
богатым колоритом.
Также в Ленинградской области,
в селе Лезье (Кировский район),
находится церковь Успения Пре-
святой Богородицы12, для которой
в 2005 году Е. И. Василёва создала
иконостас из 17 икон, объединенных
характерным для новгородской
школы красным фоном. Еще один
комплекс, включающий в себя
четыре иконы (Спас на престоле
с предстоящими Богоматерью и
св. Иоанном Крестителем, св. Ни-
колай Чудотворец) был исполнен
иконописцем для петербургского
храма св. Николая Чудотворца13 в
2007 году.
Другой, не менее важной гра-
нью творчества Елены Василёвой
являются работы в области мо-
нументального искусства. Парал-
лельно с учебой в СПбПИРиЦИ
Е. И. Василёва осваивала приемы
монументальной живописи, занима-
лась реставрацией фресок и скуль-
птурным декором. Первой работой
в этой сфере стала выполненная в
2000 году в качестве учебной прак-
тики реставрация орнаментики
одного из притворов петербургского
подворья Свято-Введенской Опти-
ной пустыни. В 2003 году Василёва
занималась реставрацией живописи
одного из куполов храма Божией
Матери Казанской Воскресенского
Новодевичьего монастыря14 - вы-
полнила прорись изображения
Софии Премудрости Божией и
орнаментики, созданных в древ-
нерусском стиле Ф. Р. Райляном с
помощниками.
Наиболее творческим в области
монументального искусства для
Е. И. Василёвой стал 2006 год, когда
она принимала участие в создании
росписи базиликального храма св.
Е. И. Василёва. Св. прав. Иоанн Кронштадтский с житием.
Икона из храма Божией Матери Всех Скорбящих Радости
(Шпалерная ул., 35а - пр. Чернышевского, 3).
2007 г.
27
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 26 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст