К ..
Д . Лаушкин.
Веселий человек и веселий учений,
или
Опыт расшифровки ооного имени*
Т. К. Сотникова
етербуржцы и петербурженки
Вскоре возникновению культа
Солнца в истории человеческой
культуры и древней солярной ми-
фологии он посвятил отдельную
работу. Предваряя ее появление, он
закончил «Онежское святилище»
гимном-заклинанием Солнцу глав-
ного героя «Калевалы»:
«Думается, что мною далеко не
исчерпаны все возможности обоих
памятников как источников для
реконструкции верований перво-
бытного населения Карелии. Но
и приведенных параллелей доста-
точно, чтобы убедиться в глубоком
внутреннем родстве двух творений
народного гения. Может быть, не
слишком смелым будет утвержде-
ние, что галерею онежских гравюр,
в некотором условном смысле,
допустимо считать древнейшим
изданием “Калевалы”, точнее, - тех
ее частей, которые посвящены вос-
певанию борьбы героев светлой
Вяйнелы с извергами из страны мра-
ка - Пиментолы-Похъелы. <.
..>
Генеральный образ-идея го-
сподствует над всеми остальными
образами. Это - образ солнечного
божества. И если бы мы захотели
выразить главную мысль первобыт-
ного солнечного храма и уяснить
главную цель, зачем художник
выполнял рисунки на вечном по-
лотне - твердом граните, мы бы
не могли сделать этого лучше, чем
Вайнемейнен в гимне-заклинании,
обращенном к солнцу (руна 49):
По утрам вставай, ты, солнце,
К нашим удочкам шла рыба,
С нынешнего дня вовеки!
Ты ходи благополучно,
Каждый день
приветствуй счастьем,
На пути своем блаженствуй,
Чтоб росло богатство наше,
В красоте кончай дорогу,
Чтоб к нам в руки шла добыча,
Отдыхай с отрадой ночью».
***
Предложив свои расшифровки,
он назвал их «опытами», не на-
стаивая на абсолютной точности
фабул, понимая, что, сопоставляя
графику и фольклор «<.
..>можно
встретиться лишь с приблизитель-
ными параллелями <.
..>». Важнее
другое. В истории о незадачливой
квакушке, задумавшей «поглотить»
солнце, Лаушкин выделил из обще-
го ряда пяти элементов уравнения
еще один, шестой, «расшифрован-
ный в первой части исследования,
непосредственно не входящий в
композицию, но незримо в ней при-
сутствующий - само святилище».
Грандиозный первобытный
храм солнца, «храм-вселенная» -
хранитель ключей от всех дверей.
Он все объясняет, без него все ничто
и никогда не будет Слова, только
и будет, что одно звериное бытие.
В Онежском святилище и ему по-
добных из магии рождались начала
подлинного искусства.
Споры о бытии Бога разрешимы
верой, о происхождении искусства
- убеждением, основанном на зна-
нии. В обстоятельствах, диктуемых
жесткой идеологией, с «вечной
незыблемостью» и «навсегда» за-
крывшей все споры по этим вопро-
сам, Константин Лаушкин сказал
внятно и убежденно: не от избытка
времени, не ради бытописания и
не ради одной промысловой магии
брался за нелегкий труд художника
древний охотник, «выделившийся
среди сородичей особыми знания-
ми». Петроглифы - от зарождав-
шейся мысли, от живой жизни духа,
от божества. Об этом - «Онежское
святилище» К. Д. Лаушкина.
«Не приходится сомневаться
в том, что в каждом памятнике
духовной культуры, будет ли это
поэтический эпос типа “Калевалы”
или “наскальная картинная галерея”
типа Онежской, можно почерпнуть
справки о материальной жизни
общества. Однако ценим мы такие
памятники в первую очередь за
то, что они, как произведения ис-
кусства, раскрывают душу наро-
да», - сформулировал он в самом
начале своего труда, определяя его
направление
А в иные из наших душ еще
и не закрадывалось мысли ни о
божественном, ни о духовном. И
долго еще скептики и ортодоксы,
с оттенком тайной недоброжела-
тельности призывали в свидетели
зоологов, растеряно искали бобра
там, где по скале несется очертя
голову навстречу неминуемой ги-
бели огромная сверхъестественная
лягушка - олицетворение миро-
вого зла в сознании примитивного
человека.
***
«<. >Главным его трудом,
созданным за пять лет работы в
институте, является «Онежское
святилище, (опыт расшифровки
некоторых петроглифов Карелии)»
- 12 печатных листов. Труд этот
опубликованный в двух номерах
Скандинавского сборника (№ 4 и
№ 5 за 1959 и 1960 гг.), уже получил
положительную оценку в советской
и зарубежной литературе<.
..>», гла-
сит сдержанный отзыв в служебной
характеристике ученого.
* Продолжение. Начало в №№ 1-3 (41-43), 2008 г.
3 5
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 34 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст