Ленинградские
(петербургские) мотивы
в творчестве фурналиста-иЗвестинуа
Эдвина Поляновского
Э. В. Коваленко
етербуржцы и петербурженки
В течение многих лет я, по-
стоянная подписчица «Известий»,
с нетерпением ждала очередной
номер газеты в надежде прочесть в
нем новый очерк Эд. Поляновско-
го - так подписывал свои работы
журналист. Впрочем, и без подписи
их можно было бы узнать и по зна-
чимости тем, и по глубине их рас-
крытия, а уже с первой строки - и
по особому стилю, характерной осо-
бенностью которого была щемящая
эмоциональность и будившая мысль
и чувства образность.
Эти особенности творчества
Эдвина Луниковича Поляновского
отмечались даже в специальной
литературе. Так, в № 7 журнала
«Российская юстиция» за 2002 год
заслуженный юрист Российской
Федерации, адвокат С. Ария в статье
«Язык и стиль процессуальных до-
кументов», говоря о том, что юрист
должен в совершенстве владеть ли-
тературным языком и учиться это-
му на лучших образцах, писал: «В
газете “Известия” не пропускайте
очерков Поляновского. Он создает
публицистические шедевры, его
язык блистателен, сила воздействия
огромная» (с. 60).
Поляновский - журналист-
борец, вернувший честь и достоин-
ство многим людям, оболганным и
несправедливо обиженным государ-
ством. В борьбе за Человека он шел
до конца, не считаясь со временем,
тратя себя, свое здоровье, силы, со-
кращая собственную жизнь.
Тематика очерков Полянов-
ского широка, и тема Петербурга
звучит в ней.
Подвигу Александра Ивановича
Маринеско, всю войну прослу-
жившего на Балтике, он посвятил
несколько очерков. Маринеско ро-
дился в Одессе. Но в годы войны он
защищал Ленинград с моря.
Будучи командиром подво-
дной лодки «М-96» - «Малютка»,
он потопил военный транспорт
Эдвин Луникович Поляновский
водоизмещением в 7000 тонн и был
награжден орденом Ленина.
Маринеско перевели на подво-
дную лодку «С-13». Командуя ею, он
потопил еще один транспорт и был
награжден орденом Красного Зна-
мени. Командиром «С-13» он был с
апреля 1943 года и до конца войны.
Произошло невероятное: командуя
«Малюткой», а потом «С-13», Мари-
неско отправил на дно Балтийского
моря почти 1/8 часть того, что за всю
войну потопили все остальные подво-
дники Балтики. Кстати, из 13 лодок
типа «С», воевавших на Балтике, 12
погибли. Уцелела именно «С-13»,
думаю, не случайно, а благодаря ма-
стерству командира, штурмана, всего
экипажа.
«Атакой века» назвали англий-
ские военные историки потопление
30 января 1945 года девятипалуб-
ного лайнера «Вильгельм Густлов»
с более чем 7000 человек на борту,
3700 из которых - подводники для
80 лодок, цвет фашистского подво-
дного флота. «Вильгельм Густлов»
- последнее слово техники, учебная
база высшей школы подводников.
Гитлер гордился этим кораблем, на
нем были его личные апартаменты.
А 9 февраля «С-13» торпеди-
ровала и шедший под большой
охраной крейсер1, на борту которого
было 3600 гитлеровских солдат и
офицеров.
Маринеско был представлен к
званию Героя Советского Союза, но
награжден вторым орденом Красно-
го Знамени. Причина - поставлен-
ные ему в вину дисциплинарные
нарушения.
Маринеско не хрестоматийно-
стандартный, «правильный» герой.
Он - совершенно неординарный
человек, естественно, со своими
слабостями. Именно за неординар-
ность - за независимый характер,
за смелость и самостоятельность
в действиях, за органическую не-
способность к подхалимажу его не
любили высшие военные чины. Им
было неудобно, хлопотно с ним.
Возникали конфликты. Уже после
войны Маринеско уволили из рядов
Военно-морского флота, понизив в
звании на две ступени. Он не мог
жить без моря, и увольнение было
для него равносильно смерти.
А. И. Маринеско
45
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 44 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст