П
е
етербуржцы и петербурженки
Д. П. Цуп. «Автопортрет», 1946 г
Ярославщины, ставшей для него
воплощением России. И не слу-
чайно, выйдя на пенсию, именно
на любимой Ярославщине, в селе
Уславцеве, художник купил избу,
где жил и работал с ранней весны
до поздней осени.
За два года до кончины Дмитрий
Павлович получил запрос из Лейпци-
га на предмет включения его имени
во Всемирный словарь художников,
издававшийся в Германии, и послал
в Лейпциг сведения о себе.
Дмитрий Павлович блестяще
владел словом. Из его воспоминаний,
к сожалению незавершенных, днев-
никовых записей, писем к друзьям,
авторские копии которых, к счастью,
Д. П. Цуп на своей персональной
выставке. Июль 1989 г
сохранились, мною сформирована
книга «И все-таки я счастлив.
..». Кни-
га издана в 2006 году в небольшом
уральском городке Ирбите (Сверд-
ловская область), где находится
единственный в России музей гра-
вюры и рисунка - Ирбитский госу-
дарственный музей изобразительных
искусств. Основатель и бессменный
директор этого уникального музея
- заслуженный работник культуры
России Валерий Андреевич Карпов.
Он и стал издателем книги.
Рассказал Эд. Поляновский
и о трагических обстоятельствах
захоронения Дмитрия Павловича.
Возвращаясь с Ярославщины в
Петербург, художник скончался
на вокзале Ростова Великого. И
хотя при нем были все документы,
удостоверяющие личность, его по-
хоронили как бомжа в безымянной
могиле на кладбище Ростова Ве-
ликого, в могиле без какого-либо
обозначения, что здесь покоится
человек. Поводом для написания
очерка послужило мое письмо в
«Известия», которое, к счастью,
попало в руки Поляновского, и он
позвонил мне. Этот звонок положил
начало нашему общению, постепен-
но переросшему в теплые дружеские
отношения.
***
Приезжая в Петербург, Поля-
новский обычно останавливался у
меня. К сожалению, его приезды не
были частыми, но в те дни беседы
наши затягивались почти до утра.
Говорили о важном и сиюминут-
ном, о личном и общем, говорили
доверительно, ибо только довери-
тельно и можно было общаться с
Поляновским - такова была сила
его обаяния, его открытость перед
собеседником, которому он верил.
В один из приездов я познако-
мила Эдвина Поляновского со свои-
ми соседями и друзьями по дому на
Гаврской улице. Это кооперативный
дом Союза художников, жили в нем
люди творческие, жили как одна
семья. Ключи от квартир соседи
хранили друг у друга. И в отпуск
уезжали, не беспокоясь об оставлен-
ных дома стариках-родителях, зная,
что они под присмотром. А вернув-
шись вечером с работы, можно было
обнаружить на двери квартиры
записку такого содержания: «Обед
не вари. У меня есть» - и подпись.
Помню, как был поражен Полянов-
ский, увидев на доске объявлений,
висевшей под стеклом на первом
этаже, такое обращение: «Внимание!
В кв. 61 созрели первоклассные ли-
моны. Желающие отведать их с 19
до 21 часа приглашаются на чай».
Это была квартира медальера Рема
Харитонова, который увлекался
разведением цветов. Лоджия его
квартиры на 9-м этаже с ранней
весны до поздней осени полыхала
всеми цветами радуги, а комнаты
напоминали ботанический сад.
К Новому году, Рождеству, дню
8-го марта на доске объявлений обя-
зательно появлялось поздравление
в стихах или прозе и рисунок с изо-
бражением елки или цветка. Авто-
ром и исполнителем этой идеи был
художник Жозеф Ефимовский. А
когда из поездки в Париж, которая в
советские годы воспринималась как
чудо, возвратилась архитектор Люд-
мила Ильина, на доске появилось
объявление с указанием времени,
в течение которого желающие по-
смотреть диапозитивы и услышать
рассказ о парижских впечатлениях
могли прийти к ней. В этот вечер
дверь ее квартиры практически не
закрывалась - жаждущие впечатле-
ний шли и шли, кто с пирогами, кто с
фруктами, а кто и с бутылочкой.
Возвратившись в Москву,
Эд. Поляновский опубликовал в
«Известиях»» (16 и 17 мая 2003
года) очерк «Небандитский Пе-
тербург», поместив в начале его
фотографию очень понравившейся
ему работы моего мужа, скульптора
Василия Васильевича Гущина.
Дом наш был воспринят журна-
листом как олицетворение интел-
лигентного Петербурга. Таким он и
представлен в очерке, ставшем для
всех нас приятным сюрпризом, а для
меня и подарком ко дню рождения.
Мне так хочется, чтобы домов,
похожих на дом на Гаврской, было как
можно больше в Петербурге. Тогда
наш город стал бы действительно
культурной столицей России.
Приехав по приглашению По-
ляновского в гости к нему в Москву,
я несколько дней, не отрываясь, чи-
тала отклики на его очерки, талант-
ливые, искренние письма читателей.
Такие письма пишутся только очень
близким людям, которым верят аб-
солютно. В этих письмах - не только
море читательской признатель-
ности, благодарности, но и портрет
народа, сгусток проблем страны.
49
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 48 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 50 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст