П
е
етербург в XX веке
И З истории петер
мистиЧеских а ж .
к и х
истов
И . В . А лады ш кин
Выбранный и обозначенный в
заглавии статьи ракурс повество-
вания только подчёркивает отсут-
ствие стремления привести здесь
развёрнутый, претендующий на
фундаментальность анализ истории
мистического анархизма. Основной
акцент в статье сделан на том, что
это столь специфическое и неодно-
значное явление появилось и обрело
главных своих апологетов главным
образом в столичных модернистских
кругах. Но почему именно Санкт-
Петербург? Действительно ли ми-
стический анархизм следует считать
сугубо петербургским явлением,
которое могло возникнуть лишь
в условиях, сложившихся только
в литературно-публицистических
кругах северной столицы? Будет ли
оправданно считать, что теоретиче-
ские основы данного общественно-
литературного течения были непри-
емлемы, например, для московских
символистов и адептов «нового
религиозного сознания»?
При широком диапазоне воз-
можных отправных точек повество-
вания внимание привлекает один мо-
мент, а именно - появление в 1904 г.
на литературно-общественной
сцене Санкт-Петербурга молодого
поэта-символиста Г. И. Чулкова, в
дальнейшем, ключевой фигуры ми-
стического анархизма. В водовороте
столичной литературной жизни
«ужасный ре-во-лю-цио-нер», как
З. Н. Гиппиус охарактеризовала
Чулкова при первой их встрече,1
практически сразу улавливает
те настроения в символистских
кругах, что всё явственнее просту-
пали в преддверии первой русской
революции. Тогда представители
духовного ренессанса, в частности
приверженцы символизма, остро
переживая оторванность своих
религиозно-мистических устрем-
лений, эсхатологических чаяний от
конкретных жизненных явлений,
пытались найти точки соприкос-
новения с новыми общественно-
политическими веяниями времени.
Кроме того, в символизме уже чётко
Фотография с дарственной
надписью С. М. Городецкому:
«Милому поэту Сергею Городецкому
с любовью Георгий Чулков.
1908. СПб.»
обозначились тенденции к преодо-
лению узких рамок элитарного ис-
кусства, актуализации собственных
эстетических установок и «выходу»
к широкой аудитории. Учитывая
подобные настроения, Г. Чулков,
подхватив лозунг «движения к
общественности» и вооруж ив-
шись последним увлечением отече-
ственных модернистов - идеями
неославянофильства, приступает к
разработке новой, синтетической
теории мистического анархизма.
Предполагалось, что новая теория
революционизирует эстетику сим-
волизма и «откровения» «нового
религиозного сознания».
Порвав с Мережковскими,2 уже
весной 1905 г. Чулков на страницах
петербургского журнала «Вопросы
жизни» (выходил в течении первого
года революции), выступил с первыми
теоретическими статьями, посвящён-
ными обоснованию идей, связанных с
мистическим анархизмом.3 Он пони-
мал, что революционный катаклизм,
потрясший Россию, потребовал и от
писателей-символистов, мыслите-
лей, объединённых в рамках «нового
религиозного сознания», отклика на
поставленные действительностью
проблемы и мистический анархизм
должен был стать своеобразным
ответом на вопросы времени. Раз-
работка мистического анархизма
велась как раз тогда, когда, по словам
Н. Минского: «.
.. все без исключения
представители новых настроений
Бальмонт, Сологуб, Брюсов, Мереж-
ковский, А. Белый, Блок, Вяч. Иванов
оказались певцами в стане русской
революции».4 В сложившихся усло-
виях мистический анархизм не мог
остаться без внимания.
Одновременно Г. Чулков при-
ступает к
первым попыткам на
практике воплотить свои замыслы
по сближению отечественных сим-
волистов с революционной стихией.
Осенью 1905 г. он задумал издать
сборник «Огни», в котором пред-
полагал представить отечественных
«декадентов» в их отношении к
дням мятежным». «Наши поэты-
анархисты, - писал Г. Чулков в
одном из писем В.Я. Брюсову, -
на этот раз должны беседовать с
улицей и свои разрушительные и
освободительные порывания при-
менить к царизму и к буржуазно-
му обществу».5 Однако сборник
«Огни», как, впрочем, и другие
«замыслы» Чулкова того времени
остались нереализованными; лишь
21-го декабря 1905 г. он получает
официальное разрешение на выпуск
в Петербурге журнала «Факелы».6
Последнее имело особое значение
и ввиду того, что с закрытием «Во-
просов жизни» на исходе первого
года революции столичные адепты
новой поэтической школы остались
без периодического печатного орга-
на. Примечательно, что начинания
Г. Чулкова находили поддержку
не только в среде петербургских,
но и московских символистов. О
планах молодого амбициозного
поэта, об их прореволюционной
окраске прекрасно знал В. Брю-
сов и посчитал возможным при-
61
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 60 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 62 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст