П
е
етербург в XX веке
62
нять участие в первом выпуске
мистико-анархического альманаха
«Факелы». Другой непримиримый
в будущем враг всех мистических
анархистов, А. Белый, в 1905 - на-
чале 1906 гг. видел себя в качестве
единомышленника Вяч. Иванова,
Г. Чулкова и положительно отно-
сился к только ещё зарождавшейся
в умах петербургских символистов
идее мистического анархизма.7
Во второй половине 1905 г.
происходит сближение Г. Чулкова с
Вяч. Ивановым, факт, сыгравший в
становлении мистического анархиз-
ма одну из ключевых ролей. Начало
их многолетней дружбы по времени
совпало с возвращением Вяч. Ива-
нова в Россию (июль 1905 г.). Для
поэта, учёного, филолога и одного из
крупнейших отечественных аполо-
гетов символизма, рассматривавше-
го своё возвращение как некую мис-
сию, а себя в качестве миротворца,
сплачивающего новые литературно-
философские силы для предстоя-
щего культурного «преображения»
России,8 9
теоретические поиски и
организаторские стремления Г. Чул-
кова могли оказаться полезны. А
мистический анархизм, отвечавший
новым настроениям определённой
части символистов, вполне мог стать
тем необходимым объединяющим
модернистские силы идейным на-
чалом. Кроме того, Вяч. Иванова и
Г. Чулкова духовно роднило общее
чаяние «мистического преображе-
ния мира», повышенный интерес к
учению Вл. Соловьёва и увлечение
философией Фр. Ницше, что было
подкреплено и острым переживани-
ем революционной действительно-
Г Е О Р Г ІЙ
Ч У Л К О Б Ъ
м исти
ч е с к о м т
А
НЛРХИЗМЬ
сЛ>
ВСТУП и -
°
твльнои
0
ст лт ьвй
В Л Ч Е С Л А В А
И В
А Н О В
А
О
Н Е П Р І
Я
Т I И
М
І
Р
А
книгоиздгьо
ТАКЕ
Л
М
19
О
"
б
с п к
Чулков Г И. О мистическом
анархизме / Со вступ. ст.
«О неприятии мира» Вяч. Иванова.
СПб., Факелы.
Изд. Д. К. Тихомирова, 1906 г
сти. В результате, Вяч. Иванов при-
нимает непосредственное участие в
разработке и обосновании, а затем
и пропаганде теории мистического
анархизма. Первым совместным
продуктом их идейного согласия
стала изданная в 1906 г. брошюра
«О мистическом анархизме», за-
тем последовали и другие работы
как Г. Чулкова, так и Вяч. Иванова,
содержавшие развитие идей, зало-
9
женных в первом совместном эссе.
В дальнейшем имя Вяч. Иванова
наряду с Г. Чулковым в глазах как
современников, так и многих ис-
следователей, стало крепко связано
с явлением анархиствующего в Пе-
тербурге мистицизма.
Вячеслав Иванов.
Фотография 1903-1906 гг.
При поддержке «почтенней-
шего» Вяч. Иванова стал возмо-
жен и широкий размах мистико-
анархистского «детища» Г. Чул-
кова. Уже только своим именем
и авторитетом вместе с эруди-
цией, поэтическими заслугами
и годами Вяч. Иванов придавал
определённую весомость первым
теоретическим опытам молодого
мистического анархиста. Не послед-
нюю роль в популяризации новой
общественно-эстетической теории
сыграли знаменитые «Среды»,
проходившие в «Башне» - петер-
бургской квартире Вяч. Иванова
«Башня» на Таврической ул.
(Санкт-Петербург,
Таврическая ул. , д. 25)
и Л. Д. Зиновьевой-Аннибал (ул.
Таврическая, д. 25. кв. 24),10 которые
уже в сентябре 1905 г. превратились
в многолюдные ночные собрания с
устоявшимся порядком и опреде-
лёнными ритуалами. В отсутствие
Мережковских, живших в Париже
с февраля 1906 г., именно квартира
Ивановых становится центром куль-
турной жизни северной столицы, а
её хозяин - признанным лидером
петербургских символистов второй
волны. В 1905-1907 гг., когда на
«Ивановских средах» присутство-
вал весь «цвет Серебряного века»,
одними из наиболее востребован-
ных на «Башне» были как раз во-
просы, связанные с «мистическим
анархизмом». Частым гостем «сим-
посионов» Вяч. Иванова был и сам
Г. Чулков, который, безусловно,
стремился использовать авторитет,
влияние и возможности старшего
собрата. М. В. Добужинский, быв-
ший в 1905-1907 гг. постоянным
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 61 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 63 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст