П
е
етербург в XX веке
посетителем «Ивановских сред»,
привёл портрет Г. Чулкова тех лет:
«В Башне часто читались докла-
ды на одни из животрепещущих
символических тем, и тогда воз-
никали нередко весьма горячие
прения. Больше всего горячился
Г. И. Чулков. По внешности он тогда
походил на молодого апостола.
..».
И далее: «Чулков носился тогда с
идеей «мистического анархизма».
в самом названии (нового учения
-
прим. И.
А.) содержалось уже не-
что многообещающее, магическое и
заинтриговывающее».11
3-го января 1906 г. на «Башне»
Г. И. Чулков устроил встречу между
сотрудниками своего подготовлен-
ного для пропаганды мистического
анархизма, но находящегося лишь
в зачаточном состоянии издания
«Факелы» и представителями сати-
рического журнала «Жупел». Одним
из результатов встречи следует счи-
тать дальнейшее участие некоторых
«реалистов» в альманахе «Факелы»,
увидевшего свет в марте 1906 г. Пер-
вый и последующие выпуски альма-
наха, ставшего главным печатным
органом мистического анархизма,
следует рассматривать в качестве
попытки Г. Чулкова объединить под
флагом «последнего освобождения»
и «соборного единения» широкий
круг столичных писателей различных
литературных школ. В трёх выпусках
«Факелов» 1906-1908 гг. приняли
участие: Вяч. Иванов, Л. Зиновьева-
Аннибал, Ф. Сологуб, сам Г. Чулков,
B. Брюсов, А. Блок, А. Белый, С. Го-
родецкий, К. Эрберг, П. Соловьёва,
И. Бунин, С. Рафалович, Л. Андреев,
C. Сергеев-Ценский, О. Дымов,
А. Ремизов. Л. Шестов, И. Давыдов,
А. Мейер, Б. Зайцев и С. Ауслен-
дер.12 Примечательно, что авторов
сборников «Факелы» объединяла
не только обложка. Произведения,
размещённые в первых двух выпу-
сках альманаха, несмотря на то, что
принадлежали перу подчас столь
разных авторов, стали выразителя-
ми общей темы - темы революции,
духовно-нравственного, культурного
и общественно-политического рас-
крепощения. Безусловно, далеко не
все участники альманаха доходили
до прямой апологии мистического
анархизма, среди них были и те,
кто вскоре станет (В. Я. Брюсов,
А. Белый) наиболее непримиримыми
противниками теории Г. Чулкова и
Вяч. Иванова. Однако вполне обо-
снованно будет утверждать, что «Фа-
келы» отразили настроения и чаяния
как представителей модернистского
крыла столичной литературы в целом,
так и некоторых «реалистов» в усло-
виях революционной атмосферы.
«Факелы» запечатлели то внутреннее
единство настроений, которое стало
своеобразным «эхом» первой русской
революции. В свою очередь, откровен-
но проанархистский оттенок изданию
задавали статьи и поэтические отрывки
самого Г. Чулкова, Вяч. Иванова, а так же
Ф. Сологуба, С. Городецкого, К. Эрбер-
га, А. Мейера, И. Давыдова и др.
Новое общественно-литера-
турное явление практически сразу
вызвало бурную реакцию, прежде все-
го, в литературной среде столичной
интеллигенции. Тем более, что к ми-
стическому анархизму, так или иначе,
оказались причастны: А. Блок, уча-
ствовавший во многих издательских
проектах Г. И. Чулкова;13 подпавший
в «сферу влияния» Вяч. Иванова и
Г. Чулкова в годы первой русской
революции С. Городецкий;14 И. Давы-
дов, теоретически обосновывавший в
«Факелах» закономерность развития
анархизма в религиозно-мистическом
ключе.15 Вихрем радикализирую-
щегося эстетства был подхвачен и
последний русский декадент - Ф. Со-
логуб. Последний выступал нередко
с критикой некоторых крайностей
творений Вяч. Иванова и Г. Чулкова,
но всё же считал, что «путь указан
верно»,16 тем более, с Г. Чулковым
автора «Мелкого беса» связывали
близкие дружеские и деловые отно-
шения.17 Примечательно, что право
быть «истинным» и «первым» «ми-
Факелы. Альманах. Ред.-изд.
Г Чулков. СПб.: Изд-во.
Д. К. Тихомирова, 1906 г. Кн. 1
М. Гофман.
Соборный индивидуализм.
СПб.: Кружок молодых, 1907 г.
стическим анархистом», однако, дис-
танцируясь от теории Вяч. Иванова
и Г. Чулкова, отстаивал даже Н. Бер-
дяев.18 Симпатии по отношению к
мистическим анархистам обнаружи-
вали в 1906-1908 гг. некоторые пред-
ставители неореализма: Л. Андреев,
Б. Зайцев, С. Сергеев-Ценский. Не
заставили себя ждать и последо-
ватели, отправившиеся по анархо-
мистическому пути, открытому
Г. Чулковым и Вяч. Ивановым. Среди
них был начинающий поэт М. Гоф-
ман, в 1907 году представивший на
суд общественности скомпонованную
на скорую руку по образцам Вяч. Ива-
нова теорию «соборного индивидуа-
лизма».19 Причастным первым шагам
мистических анархистов стал так же
теоретик искусства, художественный
критик, поэт, переводчик К. Эрберг
(К. А. Сюннерберг), развивавший в то
время идеи иннормализма, по многим
аспектам пересекавшиеся с мистико-
анархическими теоретическими «из-
ысками» Г. Чулкова.20 Не без влияния
того комплекса идей, что связывался
с мистическим анархизмом, раз-
вивались религиозно-философские
поиски А. Мейера, первые философ-
ские работы которого увидели свет на
страницах тех же «Факелов».21
Некоторая «шумиха» вокруг
мистического анархизма была вы-
звана, кроме прочего, активной про-
пагандистской деятельностью само-
го Г. Чулкова, а именно, публичны-
ми выступлениями, отстаиванием
своих взглядов в печати, органи-
зацией в Петербурге издательства
«Факелы» (Факелы. Книгоизда-
63
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 62 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст