от учения о «религиозной обще-
ственности» и «революционном
одолении теократии», развиваемом
«тройственным союзом» Д. Мереж-
ковского, З. Гиппиус и Д. Фило-
софова; «анархизма как обратной
стороны религиозного соединения»
Н. Бердяева; интереса некоторых
московских символистов, например,
Эллиса (Л. Кобылинский), Л. Се-
мёнова, Н. Киселёва, М. Сизова и
других, к классическому анархизму
бакунинской школы, до «соборного
индивидуализма» М. Гофмана, от-
рицающего все «высшие» по отно-
шению к «Я» инстанции солипсизма
Ф. Сологуба; идеалов предельной
«автономии личности» в рамках
«иннормализма» К. Эрберга; теоре-
тических поисков А. Мейера путей
достижения «абсолютной свободы»
через «любовь» и «мистическое
единение». Своё место в этом спи-
ске занял и мистический анархизм
Г. Чулкова и Вяч. Иванова.
Несмотря на все различия, осно-
ва этих умонастроений, имевших
подчас законченные и теоретически
обоснованные формы, заключа-
лась в новых тенденциях развития
отечественного символизма при
сохранении исходных положений.
Последнее объясняет появление
всех вышеприведённых «гибридов»
индивидуалистского миросозерца-
ния с религиозно-соборными мо-
етербург в XX веке
тивами, скреплёнными мистикой и
символистской эстетикой, доведён-
ных революционной обстановкой до
крайностей признания идеалов ан-
тиэтатизма. Мистический анархизм
был закономерным порождением
соприкосновения эстетики и фило-
софии отечественного символизма,
«нового религиозного сознания» с
революционной стихией. Частичная
же локализация этого явления в
рамках одного города была вызва-
на скорее процессом расслоения
и поляризации литературных сил
отечественного символизма, нежели
принципиальными теоретическими
разногласиями. В слож ивш их-
ся условиях теория Г. Чулкова и
Вяч. Иванова явилась одним из
поводов к ожесточённой полемике
о перспективах и путях развития
символизма. А столь непримири-
мая некоторое время оппозиция
части московских символистов по
отношению к анархиствующим в
Петербурге мистикам стала резуль-
татом обострения литературной
конкуренции и противоборства в
модернистских кругах.
Однако поражение революции
предопределило для представите-
лей отечественного символизма
завершение периода «заигрывания»
с общественностью, пропала и не-
обходимость в анархизме, в любых
других «революционных идеях».
Былая полемика угасла вместе с ми-
стическим анархизмом уже к 1909 г.
Ещё ранее, в конце 1907 г., многие
бывшие сторонники и сочувствую-
щие «мистическим построениям»
Г. Чулкова и Вяч. Иванова (напри-
мер, М. Гофман, С. Городецкий и
А. Блок) усердно открещивались
от обвинений в «сверхиндивидуа-
лизме» и «анархизме».36 От злоупо-
требления подобной терминологией
отказались вскоре сами Г. Чулков и
Вяч. Иванов. В 1908 г. на третьем
выпуске прекратилось издание аль-
манаха «Факелы», что ознаменовало
и прекращение функционирования
одноимённого, довольно эфемерно-
го, издательства. Последние итоги
теоретических поисков Г. Чулкова и
Вяч. Иванова в области мистическо-
го анархизма были подведены ими
в двух сборниках статей, увидевших
свет в 1908 и 1909 гг.37 В дальнейшем
к разработке темы мистического
анархизма ни Чулков, ни Иванов
уже не возвращались. Мистический
анархизм остался в прошлом. Утра-
тив надежду на обновление мира
революционным «пожаром небы-
валым», прежде столь радикально
настроенные апологеты символиз-
ма вновь замкнулись на вопросах
эстетики, обратились к «святым
заветам» славянофильства, рели-
гиозных таинств, либо оказались
захваченными в сети теософии.
66
1
Чулков Г. Годы странствий: Из книги воспоминаний / / Чулков Г. Валтасараво царство / Сост., авт. вступ. ст., коммент. М. В. Михайлова.
М., Республика, 1998, С. 464. Характеристика основывалась на том, что за спиной молодого автора к тому времени были уже два года поли-
тической ссылки в Якутской области и гласного надзора полиции за участие в студенческих волнениях 1902 г. (Чулков Г. И. Автобиография
/ / РГАЛИ. Ф. 548. Оп. 1. Ед. хр. 243. Л. 1-6, 14,15).
2
Именно Мережковским Чулков был обязан местом секретаря петербургского журнала «Новый путь» (с апреля 1904 г.), благодаря
которому он столь быстро и успешно сблизился с главными представителями литературного модерна. Место секретаря он сохранил за собой
и в преемнике «Нового пути» - журнале «Вопросы жизни», только последний выходил уже без Мережковских.
3 Впервые сам термин «мистический анархизм» появился в статье Г. Чулкова «Поэзия Вл. Соловьёва» (Вопросы жизни. 1905. № 4/5.
С. 101-117). Чуть позже свет увидела уже отдельная его заметка «О мистическим анархизме» (Вопросы жизни. 1905. № 7. С. 199-204), во-
просы эти поднимались и в статье Г. Чулкова «Театр-студия» (Вопросы жизни. 1905. № 9. С. 245-250).
4 Минский Н. М. На общественные темы. СПб., Тип. Т-ва «Обществ. польза», 1909. С. 194.
5 Цит. по: Переписка Г. И. Чулкова с Блоком / Вступ. ст., публ. и коммент. А. В. Лаврова / / Лит. Наследство. Т. 92. Александр Блок:
Новые материалы и исследования / Гл. ред. В. Р. Щербина. М., Наука, 1987. Кн. 4. С. 372.
6 РГАЛИ. Ф. 548. Оп. 1. Ед.хр. 13. Л. 1. Кроме прочего «Факелам» предшествовали планы основания «мистического и бунтовского»
журнала «Огни», организации в Москве, затем в Петербурге при поддержке Мейерхольда «театра-студии», в котором должны вспыхнуть
«новыми огнями мечты древних и мятежные мечты нашего времени» (Чулков Г. Театр-студия. С. 247-248).
7 Белый А. О Блоке. Воспоминания: Статьи: Дневники: Речи / Вступ. ст., сост., подгот. текста, коммент. А.В. Лавров. М., Автограф, 1997.
С. 199. Кроме того, А. Белый вместе с В. Брюсовым принял участие в тех же «Факелах» (Белый А. Стихи / / Факелы. Альманах / Ред.-изд.
Г. Чулков. СПб., Изд. Д. К. Тихомирова, 1906. Кн. 1. С. 33-36). Брюсов В. Я. Стихи / / Там же. С. 26-28. Об отношении В. Брюсова к изда-
тельским планам Г. Чулкова см.: Письма В. Я. Брюсова к Г. Чулкову / / Чулков Г. Годы странствий / Вступ. ст., сост., подгот. текста, коммент.
М. В. Михайловой. М., Эллис-Лак, 1999. С. 321-352.
8 Возможно, этим был продиктован новый географический адрес - Санкт-Петербург. Понимая, что в Москве есть уже свой лидер сим-
волистов - В. Я. Брюсов, глава издательства «Скорпион» и журнала «Весы», Вяч. Иванов остановил свой выбор на северной столице.
9 Чулков Г. И. О мистическом анархизме / Со вступ. ст. «О неприятии мира» Вяч. Иванова. СПб., Факелы, 1906; Он же. Анархические
идеи в драмах Ибсена. СПб., Шиповник, 1907, а так же отдельные статьи в различных периодических изданиях, которые вошли позже в сбор-
ник Чулков Г. «Покрывало Изиды: Критические очерки». СПб., Золотое Руно, 1908. Работы же по мистическому анархизму Вяч. Иванова
были собраны им позже в сборнике «По звёздам: Статьи и афоризмы» (СПб., Оры, 1909).
10 Квартиру по этому адресу Вяч. Иванов снял в начале сентября 1905 г. (Кобак А., Северюхин Д. «Башня» на Таврической / / Декора-
тивное искусство СССР. 1987. № 1. С. 35-36). В башнеподобной надстройке нового пристанища поэта имелась круглая комната, которой и
было суждено войти в историю культурной жизни России под метким названием «Башня».
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 65 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст