етербург в XX веке
11 Добужинский М. Встречи с писателями и поэтами: Вяч. Иванов и «Башня» / / Воспоминания о серебряном веке / Сост., авт. предисл.
и коммент. В. Крейд. М., Республика, 1993. С. 356.
12 Два последующих выпуска альманаха вышли в том же издательстве в 1907 и 1908 гг.
13 Например, в альманахе «Белые ночи», в «Факелах», опубликовал первую свою пьесу «Балаганчик» («Факелы». Кн. 1. С. 197-211),
написанную именно для задуманного в своё время Г. Чулковым театра. В тех же «Факелах» свет увидел цикл стихотворений Блока «Вольные
мысли», посвящённый «зачинателю» мистического анархизма («Факелы». Кн. 3. С. 7-20).
14 Сергей Городецкий со свойственной ему лёгкостью и безаппеляционностью заявлял на страницах «Факелов», что «каждый поэт
должен быть мистическим анархистом» (Городецкий С. Поэзия Ф. Сологуба с точки зрения мистического анархизма. Факелы. Кн. 2. С. 197).
В письме к Блоку от 28 июня 1906 г. Городецкий признавался, что в «пророчествах» Г. Чулкова и Вяч. Иванова заключается «большая доля
правды» (Переписка Г. И. Чулкова с Блоком С. 403).
15 Давыдов И. Индивидуалистический анархизм М. Штирнера: Социально-философский этюд / / Факелы. Кн. 1. С. 27-84.
16 Сологуб Ф. О недописанной книге / / Перевал. 1906. № 1. С. 40-42. Революционная атмосфера 1905 г. захватывает Сологуба и он от-
даётся, по его выражению, «свободному и пламенному пафосу исторического момента» (ИРЛИ РАН. Ф. 289. Оп. 3. Ед.хр. 57. Л. 12), именно
в 1905 г. в его поэзии, прозе и публицистике наряду с индивидуалистическими, доходящими подчас до солипсизма, темами находят первое
воплощение отдельные черты анархистских идеалов. С. Городецкий посвятил даже целую статью доказательству бесконечной близости
воззрений последнего русского декадента теории мистического анархизма (Городецкий С. На светлом пути. С. 191-207).
17 Г. Чулков сыграл важную роль в истории первой публикации «Мелкого беса» (Чулков Г.И. Годы странствий: Из книги воспоминаний.
С. 499), Ф. Сологуб принял участие в двух выпусках альманаха «Факелы» (Кн. 1, 3) и в «Петербургском альманахе», изданном Г. Чулковым,
кроме того, несколько книг Ф. Сологуба в тот период увидели свет в издательстве «Факелы».
18 Бердяев Н.А. Самопознание / Сост., авт. вступ. статьи А. А. Ермичев; Ред. Т. Н. Зенюк и Г. И. Крижевских. Л., Лениздат, 1991.
С. 152-153.
19 Гофман М. Соборный индивидуализм. СПб., Кружок молодых, 1907. Теория М. Гофмана, секретаря издательства Вяч. Иванова «Оры»,
была создана непосредственно при участии хозяина «Башни» (РГБ. Ф. 109. К. 16. Ед.хр. 61. Л. 8(об); Гофман М.Петербургские воспоминания
/ / Новый журнал. № 43. Нью-Йорк, 1955. С. 128).
20 К. Эрберг содействовал выпуску и участвовал в первой книги «Факелов» (Конст. Эрберг (К.А. Сюннерберг) Воспоминания / Публи-
кация С. С. Гречишкина и А. В. Лаврова / / Ежегодник РО Пушкинского дома за 1977 г. Л., Наука, 1979. C. 101). Разрабатывая собственную
концепцию «иннормализма», усечённую в дальнейшем в «иннормизм», К. Эрберг и сам признавал её идейную близость с мистическим
анархизмом Г. Чулкова (Письмо К. А. Сюннерберга Г. И. Чулкову от 12 ноября 1908 г. / / РГАЛИ. Ф. 548. Оп. 1. Ед.хр. 389).
21 Мейер А. Бакунин и Маркс / / Факелы. Кн. 2. С. 85-135; Под псевд. Ветров А. Прошлое и настоящие анархизма / / Там же. С. 137-161.
Влияние идей Г. Чулкова и Вяч. Иванова на А.А. Мейера признавали и немногочисленные исследователи его духовного наследия (Далин-
ский С. А.А. Мейер / / Мейер А.А. Философские сочинения. Paris, La presse Libre. 1982. С. 9-10).
22 В общей сложности в издательстве «Факелы» свет увидело три выпуска одноимённого альманаха, две отдельные книги Г. Чулкова
(«О мистическом анархизме» и «Весною на север. Лирика». 1908), две книги Ф. Сологуба (Поль Верлен. Стихи, избранные и переведённые
Фёдором Сологубом. 1908; «Победа смерти. Трагедия». 1908), а так же книга стихов и сказок С. Городецкого «Дикая воля» (1908).
23 В 1906 г помимо московского издательства «Скорпион» и журнала «Весы», где единолично и властно правил Брюсов, в той же Москве
действовало уже издательство «Гриф», появились новые журналы, посвящённые отечественному модерну («Перевал», «Золотое Руно»),
а тут ещё в Петербурге появляются мистические анархисты со своим альманахом, издательством, своими теоретиками, призывающими к
объединению литературных сил под эгидой нового общественно-эстетического течения, кроме того, один из влиятельнейших апологетов
новой поэтической школы - Вяч. Иванов - организует и своё издательство «Оры», которое в глазах многих москвичей так же напрямую
связывалось с явлением мистического анархизма.
24 Лавров А. В., Максимов Д. Е. «Весы». / / Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905-1917: Буржуазно-либеральные и
модернистские издания / Отв. ред. Б. А. Бялик. М., Наука, 1984. С. 101.
25 Представляется, что точкой отсчёта ожесточённой полемической борьбы «Весов» с мистическим анархизмом следует считать негатив-
ную рецензию В. Брюсова на первую книгу альманаха «Факелы» (Весы. 1906. № 5). Полемический выпад Брюсова вызвал ответную реакцию
«петербуржцев», а далее полемика разрасталась как снежный ком, обрастая печатными листами, выступлениями, газетами, журналами и
людьми. За линией полемического фронта оказались буквально единицы: К. Бальмонт, М. Кузмин и некоторые др.
26 Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай. М. Республика, 1994. С. 443-444.
27 Мочульский К. Андрей Белый. Томск, Водолей, 1997. С. 27, 75; Белый А. О Блоке.
.. С. 152.
28 А планы «тройственного союза» (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус и Д. В. Философов) по изданию в Париже, где пребывали они
с февраля 1906 и до июля 1908 г., нескольких сборников («Анархия и теократия», «Самодержавие и русская революция»), их содержание
можно даже сопоставить с альманахом «Факелы», анархиствующих в Петербурге мистиков. Ведь целью предполагаемых сборников была
идея обоснования необходимости перенесения революционной борьбы за будущую соборную и, следовательно, религиозную, безгосудар-
ственную общественность в область трансцендентального, в область мистики. (Быстров В. Н. Идея обновления мира у русских символистов:
Д. Мережковский и А. Белый / / Русская литература. 2003. № 4. С. 29-30).
29 В частности, счёты с Чулковым, которого Мережковские рассматривали в качестве одного из виновников потери ими журнала «Новый путь»
(Михайлова М. В. З. Н. Гиппиус и Г. И. Чулков / / Зинаида Николаевна Гиппиус: Новые материалы: Исследования / Ред.- сост. Н. В. Королёва. М.,
ИМЛИ РАН, 2002. С. 308-309), а в Вяч. Иванове видели человека, «вытеснившего» их с литературной арены северной столицы.
30 Цит.: Философов Д. Письмо А. Белому от 9 (22) августа 1907 г. (Блок в неизданной переписке и дневниках современников (1898-1921)
/ Вступ. ст. Н. В. Котрелева и З. Г. Минц; Публ. Н. В. Котрелева и Р. Д. Тименчика / / Литературное наследство. Т. 92. Александр Блок:
Новые материалы и исследования / Ред. В. Р. Щербина (гл. ред.) и др. М., Наука, 1982. Кн. 3. С. 153-539. С. 292). Недатированное письмо
З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсову см.: р Гб . Ф. 386. Карт. 82. Ед.хр. 39. Л. 49.
31 Semenoff E. Le Mysticisme anarchique / / Mercury de France. 1907. t. LXVIII. № 242. 16 Julliet. p. 361- 364.
32 Из письма Г.А. Рачинскому от 22 июля 1907 г. (Цит. по: Лавров А.В., Максимов Д.Е. «Весы». С. 125).
33 РГАЛИ. Ф. 548. Оп. 3. Ед. хр. 18. Л. 2.
34 Развёрнутый анализ теории Г. Чулкова, Вяч. Иванова и всего комплекса связанных с ней воззрений и концепций представителей
русского модерна см.: Rosenthal B. G. The Transmutation of the Symbolist Ethos: Mystical Anarchism and the Revolution of1905 / / Slavic Review.
1977. vol. 36. № 4. p. 608-627. Аладышкин И.В. Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX - первой
декады XX века (На материалах гг. Москва и Санкт-Петербург) .
.. Дис. канд. ист. наук: 07.00.02. Иваново. 2006. С. 169-177; 187-194.
35 Белый А. О Блоке: Воспоминания: Статьи: Дневники: Речи. М., Автограф, 1997. С. 191.
36 М. Гофман уже в первой половине 1907 г. в письмах к Брюсову критиковал собственный же соборный индивидуализм и мистический
анархизм Г. Чулкова и Вяч. Иванова (РГБ. Ф. 386. К. 83. Ед. хр. 44. Л. 17-18, 20). Блок А. «Письмо в Редакцию» / / Весы. 1907. № 8. С. 81.
Городецкий С. [Рецензия] / / Образование. 1908. С. 66-68.: Рец. на кн. А. Блок. Лирические драмы. СПб., Шиповник, 1908. Он же. Формот-
ворчество / / Золотое Руно. 1909. № 10. С. 52-58.
37 Чулков Г. «Покрывало Изиды: Критические очерки». СПб., Золотое Руно, 1908. Иванов Вяч. По звёздам: Статьи и афоризмы. СПб.,
Оры, 1909.
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 66 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст