Н
еизвестное об известном
И . А . П оном арев
Сады и уМркМ
68
САД А Н И Ч К О В А Д ВО РЦ А
И Ц И Р К И В Н ЕМ
В начале 1741 года цесаревна
Елизавета Петровна приобрела
у откупщика Лукьянова участок
земли с постройками на Невской
першпективе близ реки Фонтанки.
Летом 1743 года на том участке
началось строительство дворца.
Строительство начал по своему
проекту архитектор М. Г. Земцов,
но вскоре он умер, и руководство
строительством перешло к его уче-
нику Григорию Дмитриеву.
В начале строительства дворца
местность вокруг него не была бла-
гоустроена. К самому дворцу под-
ступала болотистая заводь Фонтан-
ки. В конце 1743 года по указанию
Елизаветы Петровны из Стрель-
нинской мызы был вызван садов-
ник англичанин Людовик Киндер
Таперс (Гасперс), который и занялся
разбивкой сада при дворце. Сад
планировалось создать в регуляр-
ном стиле. Далее его устройством
руководил садовый мастер Яков
Гейзер. У нашего первого краеведа
А. И. Богданова мы читаем: «Сад
при новопостроенном Император-
ском Доме на Большой Першпек-
тивой, у Аничкова Мосту, в 1744-м
году зачат разводится»30.
Обширный регулярный сад при
дворце превосходил по территории
нынешний. Усадьба в те годы за-
нимала территорию от Фонтанки
до Садовой улицы. Вдоль всей этой
территории от Невской першпек-
тивы дворец был отделен каменной
стеной с тремя нарядными во-
ротами, украшенными золотыми
вензелями, ограждавшей дворец
и дворцовый сад с оранжереями,
прудами, фонтанами, беседками,
крытыми аллеями. Над каналом, от-
делявшим каменную ограду дворца
от проспекта, перекинут был мост,
по которому через ворота можно
было попасть на парадный двор и
в сад. В саду были высажены как
плодовые, так и лиственные деревья
* Окончание, начало в № 3 (43), 2008.
численностью до полутора тысяч и
кроме того, 5350 кустарников. Здесь
были устроены беседки, цветники и
крытые дорожки31.
В саду еще строившегося дворца
было возведено каменное (по дру-
гим данным - деревянное) здание
Оперного дома. Оно находилось на
месте будущего Александринского
театра. В одном из его помещений
размещалась картинная галерея гра-
фа Разумовского. Уже в 1748 году
упоминаются первые публичные
маскарады, проходившие в других
помещениях Оперного дома, а также
ставилось «итальянское действие,
называемое пастораль». Их устраи-
вал французский комедиант Сере-
ний «на свой кошт». С постройкой
дворца спектакли и маскарады начи-
нались в нем, а затем переносились
в сад, в каменный увеселительный
дом. Напротив нынешней Малой
Садовой был сооружен фонтан.
На месте Публичной библиотеки
находился питомник растений и
оранжереи. По Садовой улице рас-
положились здания, где жили садов-
ники и дворцовые служители.
В одном из документов архива
Министерства иностранных дел со-
хранилось описание расположения
зданий Аничкова дворца в X V Ш
веке: «В первом большом корпусе в
среднем апартаменте церковь, зал и
14 парадных покоев; в нижнем этаже
20 покоев и вверху - 5, всего 40 поко-
ев. Под теми покоями 22 погреба. К
тому корпусу - две большие кухни,
при которых 9 комнат, два ледника
и сарай. В саду в Итальянских пала-
тах три покоя, зал, кухня и хлебная.
В двух корпусах, что к Гостиному
двору, в первом от оранжереи - во-
семь покоев, под ними - столько же
погребов; во втором - шесть покоев
и шесть погребов. В служительских
трех корпусах (из них два по переул-
ку и один напротив) 27 покоев. Две
конюшни на 44 стойла и два сарая.
В саду в деревянном павильоне -
10 покоев; в нем каменная кухня,
оранжерея каменная, две деревян-
ные теплицы с пятью покоями, за
стеною - 15 деревянных покоев и
при них сарай».
Полностью все работы во дворе
завершились к 1754 году, а через
три года он был подарен Алексею
Григорьевичу Разумовскому в день
его именин (17 марта). При нем в
Оперном доме также устраивались
публичные вольные маскарады.
Участниками маскарадов могли
быть люди любого звания, исклю-
чая дворовых. В день празднества
«знатные и все дворянство» входили
через одни двери, а все купечество
- через другие. Так же разделялись
и участники танцев. Каждый год в
день именин Алексея Григорьевича
в Аничковом дворце устраивался
грандиозный бал. Танцы длились
всю ночь. Императрица с именин-
ником были самой красивой парой
бала. В Оперном доме ставились
разнообразные спектакли: трагедии
и комедии, оперетты и пасторали.
Представления велись на итальян-
ском и французском языках. Алек-
сей Разумовский доживал свой век
во дворце, а после его смерти в 1771
году наследником стал его брат,
гетман Малороссии Кирилл Гри-
горьевич. Здесь проездом из М о-
сквы дважды (в 1771 и 1777 годах)
останавливался А. П. Сумароков,
один из первых российских «пии-
тов», директор первого русско-
го регулярного театра. Однако
К. Г. Разумовский почти не жил в
нем, и скоро дворец и сад пришли
в запустение. Позднее он продал
его в казну.
1 июля 1817 году в Зимнем
дворце состоялось венчание вели-
кого князя Николая Павловича
с немецкой принцессой Шарлот-
той, дочерью прусского короля
Фридриха-Вильгельма III, ставшей
русской великой княжной Алексан-
дрой Федоровной. После брачных
торжеств молодые поехали в свое
новое владение - Аничков дворец,
подаренный Николаю к тому собы-
тию его царственным братом.
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 67 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст