Н
еизвестное об известном
Переделки жилых покоев для
новых владельцев были поручены
архитектору К. И. Росси, который
приступил к работам в конце 1816
года. Были перепланированы мно-
гие дворцовые помещения, обновле-
но их художественно-декоративное
оформление. Церковь была переве-
дена на третий этаж в ближайшее к
Невскому проспекту крыло и была
освящена во имя святого благовер-
ного князя Александра Невского.
Художником Дж. Б. Скотти была
расписана церковь и 25 интерьеров
первого и второго этажей. Кроме
того, была реконструирована остав-
шаяся часть сада и в нем построены
павильоны и ограда.
Росси сумел придать бывшей
загородной усадьбе - Аничкову
дворцу - иное архитектурное зву-
чание. Перед нами уже совершен-
но городское строение. В те годы
(1817-1821) была осуществлена
последняя комплексная рекон-
струкция усадьбы. Вдоль южного
фасада Конюшенного корпуса про-
легла ее южная граница. К тому
корпусу был пристроен манеж. Был
поставлен каменный забор от мане-
жа до южного павильона. На месте
засыпанного пруда и запущенного
к тому времени сада по проекту
К. Росси архитекторамиИ. Ивановым и
А. Менеласом был разбит пейзажный
сад. В ограде дворцового сада были
построены два павильона, симме-
тричных главной оси усадьбы.
Рядом с Александринским са-
дом в 1840-х годах находился уча-
сток, принадлежавший купцу Мар-
келу Езелеву. В августе 1845 года
его облюбовал Иоганн Тогнолотти,
подыскивавший место для построй-
ки «временного цирка для конских
представлений» труппы Александра
Гверры. Но ему было отказано из со-
ображений пожарной безопасности.
Еще был памятен пожар в балагане
Лемана на Адмиралтейской пло-
щади, где погибло много народа.
Тогда он нашел другое место против
Большого театра, там, где ныне рас-
положен Мариинский. Однако уже
в следующем году архитектор Робен
на участке М. Езелева выстроил
деревянное здание для цирка. Раз-
решение на это удалось получить
французам - Полю Кюзану и Жаку
(Жюлю) Лежару. Главным условием
было то, чтобы «цирк этот отнюдь не
выходил за черту переулка и ули-
цы». Для точности: это было место
в саду бывшего Дворца пионеров,
там, где располагался старый летний
театр Сада отдыха (в восточной
части сада)32.
Открытие цирка состоялось
10 октября 1846 года. Владельцы
придали своему цирку роскошную
и торжественную обстановку как
богатым убранством лож и партера,
так и красотою костюмов артистов.
Они желали затмить скромный
по внешности цирк Гверры, нахо-
дившийся на площади Большого
театра. Перед началом каждого
представления прислуга обходила с
горячими плитками партер и ложи,
наливая на них духи, и цирк был
насыщен ароматом. Униформисты
были одеты в богатые бархатные,
шитые золотом костюмы времен
Людовика XIV. Лежар и Кюзан
хотели угодить вкусам петербург-
ской аристократии. Ядро труппы
состояло из одного семейства: Поль
Кюзан, его жена, три сестры и зятья.
Представления состояли из конных
упражнений. Клоун из Парижа Ван-
Катендик выполнял упражнения
на лошади, скакавшей в карьер. Об
их сложности говорит то, что точно
такие же упражнения делали на
земле искусные жонглеры - игры
с шарами, палочками, тарелками.
Фурор производил его скачок через
28 солдат, держащих винтовки со
штыками.
Цены были следующие: ложа -
10 руб., кресло - 2 руб., 1-е место -
1 руб., 2-е - 50 коп., 3-е - 25 коп.,
что по тем временам было довольно
недешево.
Газеты писали: «Роскошные
костюмы артистов, большой и
прекрасный оркестр, громадная
конюшня превосходных лошадей,
разнообразная и интересная про-
грамма, блеск цирка и великолепие
постановок - окончательно сделали
цирк одним из любимейших сборищ
нашей публики». Главным режиссе-
ром цирка был Поль Кюзан.
Александр Брянский, автор
ряда статей по истории цирка, так
объясняет причину популярности
того цирка: «.
..приманкой цирка
для публики, половина которой
состояла из сынков богатейших по-
мещиков и гвардейских офицеров,
для которых лозунгом жизни было
“лошади, вино, женщины и карты”,
приманкой этой преобладающей
публики императорского цирка
служили красавицы-наездницы,
особенно те, которые отличались в
танцах на лошади»33.
Вездесущий Фаддей Булгарин
не мог не откликнуться в своей
«Северной пчеле» на представле-
ния нового цирка: «Вот они, наши
волшебницы, вот они, наши пре-
лестницы, наши легкокрылые феи.
Сколько в них грации молодости,
зажигательной красоты, ловкости,
смелости и искусства! На седле они
так же гениальны, как Тальони на
громадной сцене Большого театра.
Мы восхищаемся каждым нумером
нашего блестящего цирка, который
может существовать только у нас,
в России, при нашей дирекции,
готовой на все пожертвования, мы
с интересом следили за каждым ар-
Жюль Лежар
69
История Петербурга. № 4 (44)/2008
предыдущая страница 68 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №44 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст